Центробанк готов вернуться к практике выдачи банкам беззалоговых кредитов, сообщил в среду зампред ЦБ Алексей Симановский. Центробанк использовал механизм беззалоговых кредитов для банков в 2008 году, чтобы оперативно решать проблему кризисного дефицита денег. Выдавая такой кредит, ЦБ не требует в его обеспечение ценных бумаг, недвижимости и других активов. Беззалговые кредиты пользовались высоким спросом среди банков в условиях обвала на международных финансовых рынках и коллапса на рынке межбанковского кредитования. Пик спроса на баззалоговые кредиты пришелся на первое полугодие 2009 года.
Всего ЦБ выдал в 2008—2009 годах 1,9 трлн рублей беззалоговых кредитов. Из этой суммы 43,1 млрд банк потерял. Кредиты не вернули Межпромбанк, Петрофф-банк и АМТ-банк. Но на процентах по беззалоговым кредитам ЦБ заработал больше — 200 млрд рублей.
Полностью от инструмента ЦБ отказался только в ноябре 2010 года.
Теперь, по словам Симановского, выдача беззалоговых кредитов снова возможна при условии, что «дефицит ликвидности будет образовываться очень быстро и не будет возможности этот дефицит традиционными, стандартными инструментами рефинансирования покрыть».
За счет традиционных инструментов рефинансирования (например, размещение временно свободных средств на счетах банков. — «Газета. Ru») ЦБ может предоставить российским банкам порядка 1 трлн рублей, добавил Cимановский. Но традиционные способы пополнения ликвидности требуют более длительного времени, чем беззалоговые кредиты.
На рынке уже появились признаки проблем с ликвидностью. «Ставки на межбанковском рынке подскочили на 1,5—2%», — говорит аналитик по банковскому сектору ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко.
Рейтинговое агентство Moody's предупредило, что нестабильность мировых рынков, продолжающийся отток капитала и давление на рубль уже негативно повлияли на ситуацию с ликвидностью в банковской системе России. 24 октября Moody's ухудшило прогноз развития российской банковской системы до «негативного» со «стабильного». Снижение рейтинга может последовать в течение одного-полутора лет.
Эффект нового кризиса для банков может быть более драматичным, чем в 2008 году, утверждает агентство.
Власти готовятся ко второй волне кризиса, не сомневаются эксперты. Беззалоговые кредиты с точки зрения управления рисками — опасный инструмент, напоминает ведущий эксперт по России и СНГ группы Nomura Татьяна Орлова: велик риск потерять деньги.
Но главный экономист по России и Казахстану банка ING Дмитрий Полевой считает, что при неизменности ситуации на внешних рынках до конца января полномасштабного кризиса ликвидности случиться не должно. «Заявленная Минфином готовность пролонгировать погашаемые в ноябре бюджетные депозиты (а это около 480 млрд руб.) и ожидаемая в декабре бюджетная эмиссия в связи с традиционным пиком госрасходов помогут несколько сгладить напряженность», — говорит Полевой. Но уже в феврале — марте этот эффект будет нейтрализован, и кризис ликвидности возобновится, прогнозирует эксперт.
«Ко второй волне нужно готовится, — согласен главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов. — Повышенная волатильность на мировых финансовых рынках, очередное обострение долговых проблем в еврозоне действительно могут в какой-то момент спровоцировать кризис ликвидности в мире и в России».
Но из предложенных властями мер поддержки банковской системы не видно, что власти извлекли полноценный урок из кризиса 2008—2009 годов, скептична Орлова. «Из бюджета через ЦБ закачивались значительные средства для предотвращения кризиса ликвидности, а банки потом играли этими деньгами на валютном рынке», — напоминает она.