Deutsche Bank официально отказался от сотрудничества с правительством, Нацбанком и коммерческими банками Белоруссии, а также прекратил продажу белорусских гособлигаций. Об этом банк сообщил в письме к британской правозащитной организации Index on Censorship.
Причина разрыва отношений — наличие в Белоруссии цензуры и политических заключенных, отмечается в сообщении.
Это уже второй крупный зарубежный банк, которые принимает подобное решение. В августе о том, что больше не будет участвовать в привлечении капитала от имени правительства Белоруссии, заявил Royal Bank of Scotland.
«С учетом санкций, ухудшения политической ситуации в Белоруссии и того, что республика отказалась от ключевых элементов программы Международного валютного фонда, RBS прекратил любые виды привлечения капитала в интересах или от имени Республики Беларусь. И мы не планируем менять свою позицию, пока эти проблемы не будут решены», — заявил банк. Этот шаг британский банк сделал после встречи руководителей RBS с представителями правозащитных организаций Index on Censorship и Free Belarus now. Тогда правозащитники заявили, что будут стараться лишить режим Лукашенко и другой финансовой помощи. Теперь они радуются успеху.
«Финансовый кризис в Белоруссии настолько мощный и серьезный, что на прошлой неделе Национальный банк был вынужден выставить на аукцион государственное имущество, включая телевизоры и картонные коробки. Deutsche Bank и Royal Bank of Scotland продавали белорусские государственные облигации еще в январе и тем самым поддерживали диктатуру. Мы рады тому, что оба банка прекратили все операции, не оставив Лукашенко никаких вариантов, кроме как выпустить его политических заложников», – заявил в среду руководитель главной британской правозащитной организации Index on Censorship Майк Харрис.
Deutsche Bank и Royal Bank of Scotland вместе с французским BNP Paribas и российским Сбербанком выступали в качестве брокеров белорусских государственных облигаций. В общей сложности они собрали $1,85 миллиардов, которые пошли на финансирование белорусской экономики. «Deutsche Bank был одним из главных каналов, по которым в Белоруссию поступала валюта с Запада и из многих стран Азии и Африки,
– сказал корреспонденту «Газеты.Ru» источник в крупнейшем госбанке Белоруссии — Беларусбанке. – Из Европы шли деньги за нефтепродукты и металлопрокат, из стран третьего мира – за калийные удобрения и оружие. Теперь уход Deutsche Bank создаст белорусским властям и предприятиям-экспортерам множество неудобств. Но вред для репутации белорусского руководства наверняка окажется намного большим».
Deutsche Bank участвовал во многих программах кредитования белорусского государственного бизнеса. В начале августа нынешнего года в Сочи глава Сбербанка Герман Греф на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным заявил о готовности Сбербанка вместе с Deutsche Bank предоставить «Беларуськалию» кредит на $2 миллиарда. Эти средства должны были пополнить золотовалютные резервы Белоруссии. Впрочем, Минск отказался от этого кредита, так как его не устроили условия: деньги предоставлялись под обеспечение в виде экспортных контрактов и залог 35% акций предприятия.
«В Европе в финансовых кругах давно ощущалось недовольство руководства Евросоюза. Недовольство тем, что крупные европейские банки сотрудничают с режимом Лукашенко, фактически поддерживая его финансово», – говорит Гжегож Матиньски, начальник отдела инвестиций польского Bank Gospodarstwa Krajowego. — Выходило так, что,
сотрудничая с белорусским правительством и госпредприятиями, европейские банки сводили на нет эффективность экономических санкций Евросоюза. Понятно, что так долго длиться не могло».
«Только BNP Paribas и Сбербанк из первоначального состава — четырех банков — официально не заявили нам, что они прекращают бизнес с Лукашенко. Но мы будем продолжать кампанию, пока они этого не сделают», — говорит Харрис. По информации charter9.org, банк BNP Paribas уже также остановил работу по продаже белорусских евробондов.