Министерство энергетики вернулось к идее государственного регулирования цен на топливо. Пресс-служба ведомства сообщила, что госрегулирование предлагается вводить в случае, если цены на топливо выросли на 10% в течение 30 дней.
Это предложение включено в последний вариант закона «О нефти», который Минэнерго представило в правительство в июле.
Весной Министерство энергетики уже предлагало вводить госрегулирование в регионах, но тогда речь шла о 30-процентном росте цены за месяц. В этом случае правительство должно было получать право устанавливать предельные уровни цен на срок до 90 дней.
Такая схема уже применяется в отношении социально значимых продуктов (хлеба, молока, круп и т. д.).
Тогда против идеи Минэнерго выступили Федеральная антимонопольная служба, Российский союз промышленников и предпринимателей и нефтяные компании. В частности, РСПП счел эту меру нерыночной, а также обратил внимание, что Минэнерго не уточнило порядок ее применения на практике. Например, в проекте «Об основах госрегулирования добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов», внесенном министерством в правительство, не указывалось, кто и каким образом будет устанавливать факт 30-процентного роста. Кроме того, отсутствовала методика определения предельно допустимого уровня цен.
«Введением госконтроля над ценами Минэнерго пытается застраховаться и от падения курса рубля (при ослаблении рубля цена увеличивается), — комментирует исполнительный директор центра исследования конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Павел Строков. — Ключевым моментом является базис, на котором Минэнерго намерено рассчитывать 10-процентное повышение цен».
По словам Строкова, розничная цена менее волатильна, чем опт, и рост в 10% в рознице можно увидеть примерно за год.
Но участники рынка нефтепродуктов сообщили Reuters, что государственное регулирование уже применяется на неофициальном уровне.
«До выборов точно будем стоять, хотя какого-то специального письменного указания из Москвы не было», — приводит агентство слова сотрудника АЗС ТНК-ВР в Саратове. Сотрудник «ЛУКойла» в Волгограде подтверждает: компании также не дали повысить цены, мотивируя это приближающимися выборами.
«Регионам были даны устные рекомендации держать цены на АЗС до особого распоряжения», — говорит московский трейдер «Роснефти».
В ТНК-ВР от комментариев на эту тему отказались. В «Роснефти» «Газете.Ru» заявили, что компания работает в условиях рынка и указаний от правительства касательно цен не получает.
В пресс-службе «ЛУКойла» заявили, что давления на ценовую политику в связи с приближающимися выборами компания не испытывает. «Что касается заявления анонимного сотрудника «ЛУКойла» в Волгограде, которого цитирует агентство, то компания считает, что оно является частным мнением и не имеет ничего общего с позицией компании по данному вопросу, — подчеркнули в пресс-службе. — Тот факт, что этот сотрудник пожелал остаться анонимным, свидетельствует о том, что он не является официальным представителем компании, уполномоченным выражать ее точку зрения».
Эксперт топливного рынка на условиях анонимности предположил, что сдерживать рост цен в настоящее время выгодно самим компаниям. «Для этого не нужны указания из Кремля, — говорит эксперт. — Компании работают на перспективу, они фактически демпингуют, выдавливая более низкими ценами независимых продавцов топлива с рынка».
Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша также отмечает, что регулировать розничную торговлю бессмысленно. «Розница всегда следует за оптом, и всегда есть определенная причина повышения цен, — говорит эксперт. — Правительство привыкло регулировать именно розницу: в конце 2010 года — начале 2011 года, когда выросли цены на топливо (в основном из-за повышения акцизов), власти «вручную» остановили рост цен, дав прямые указания компаниям. Это привело к наращиванию экспорта, который стал более выгодным, и, как следствие, к дефициту».
Аркуша подчеркнул, что бороться следует с причиной роста цен, в частности, изменять налоговую политику в части акцизов.
По данным «Кортеса», розничные цены за последний месяц практически не изменились. В период 29.08.2011—02.09.2011 средняя цена бензина АИ-95 на заправках Центрального федерального округа составляла 27,68 рубля за литр. Через месяц (26.09.2011—30.09.2011) она поднялась лишь до 27,92 руб., то есть меньше чем на 1%. Примерно такая же ситуация и в других регионах (максимальный рост цены был зафиксирован в Северо-Западном округе — там 1 литр АИ-95 подорожал на 1,5%).
Аналогичная ситуация с АИ-92 (рост цены за месяц в зависимости от региона составил от 0% до 1,7%) , с АИ-80 (также от 0% до 1,7%) и дизельным топливом (от 0% до 1,6%).
Оптовые цены менее стабильны, но рост в 10% пока не был зафиксирован. Оптовая цена на АИ-95 за этот период даже снижалась (в Центральном округе упала на 8%), максимальный рост составил 0,6%. АИ-92 вообще показывал только отрицательную динамику цен (снижение доходило до 3,2% в Северо-Западном ФО). АИ-80 как дешевел (–0,3% в Приволжском ФО), так и дорожал (+0,7% в Северо-Западном ФО).
Но в среду в регионах вновь отмечен резкий рост цен. В частности, в Новосибирске местный филиал ФАС зафиксировал в период 1—4 октября резкий рост топливных цен на АЗС (11—17%). Антимонопольщики подозревают в согласованном повышении цен 17 новосибирских компаний. Дело, возбужденное в отношении розничных продавцов, будет рассмотрено 26 октября.
По словам Аркуши, согласованные действия владельцев АЗС едва ли возможны: «В ожидании дефицита топлива кто-то начал поднимать цены, а остальные последовали его примеру». «В таких случаях госрегулирование пойдет лишь во вред, — уверен глава МТА. — При наличии объективной причины (например, профилактический ремонт Омского НПЗ) «ручное» управление ценами приведет лишь к тому, что владельцы АЗС начнут работать себе в убыток, кому-то даже придется закрыть бизнес».