Антимонопольная служба вновь предлагает ограничить строительство автозаправок для доминирующих на рынке компаний. Ведомство внесло в правительство проекты законов «Об обороте нефти и нефтепродуктов» и законопроект «О рыночном ценообразовании на нефтепродукты», в которых предлагается запретить строительство новых заправок компаниям, чья доля на рынке данного региона превышает 35%.
«Эта цифра соответствует понятию доминирующего положения на рынке», — пояснила «Газете.Ru» глава пресс-службы ФАС Ирина Кашунина.
Также предусматривается ограничение по владению нефтехранилищами – не более 25% от общей емкости нефтебаз в том или ином регионе (если это условие нарушено, владелец нефтехранилищ обязан предоставлять услуги по хранению топлива другим участникам рынка на недискриминационных условиях).
Законопроект «О рыночном ценообразовании...» предлагает определение справедливой цены при крупнооптовой торговле моторным топливом, мазутом и авиатопливом на территории России на базе трех параметров: индексов цен сопоставимых зарубежных рынков, цен внебиржевого внутреннего рынка и индексов биржевых цен.
Ограничить количество автозаправок в собственности одного владельца ФАС предлагала еще в прошлом году. «Мы хотим показать всем участникам, что заинтересованы в присутствии на каждом рынке не менее трех крупных игроков плюс независимые АЗС»,— сказал тогда замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. По данным ФАС, уже на тот момент в 54 регионах России доля ВИНКов на розничных рынках превышала 35%, а в каждом третьем случае – 50–60%.
Тогда ФАС предлагала правительству на выбор – ограничение количества АЗС на одного владельца по уровню в 35% доли рынка либо в 50%. Новые АЗС компании в любом случае запрещалось строить уже после того, как она пересекла отметку в 35% рынка. Законопроект не прошел.
В марте текущего года ФАС обратилась к правительству с предложением ограничить строительство АЗС в случае, когда доля компании на рынке превышает уже 25%. Но в процессе согласования законопроект вернулся к начальному варианту. В среду Голомолзин уточнил, что ФАС консолидировала позиции с Министерством энергетики.
«Это полезная инициатива, — считает директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. – Сейчас розница – единственный сегмент, где осталось какое-то подобие конкуренции. Ни в добыче, ни в переработке, ни в оптовой торговле конкуренции уже практически нет». Строков отметил, что окончательно пользу ограничений для развития конкуренции можно будет констатировать, «посмотрев, как закон будет реализован».
«В торговой сфере действует то же ограничение — запрет на открытие новых магазинов розничной торговли после превышения порога в 35% рынка, и это дало результаты, — напоминает Строков. – Но, чтобы на розничном рынке топлива была полноценная конкуренция, необходимо наличие нескольких факторов — доступ независимых продавцов к продукту и равные условия закупок для независимых трейдеров и сбытовых структур нефтяных компаний».В одной из ведущих российских нефтяных компаний отметили, что если идея ФАС будет реализовываться организованно и планомерно, то власти смогут выстроить конкурентную структуру рынка в регионах.
Нефтяники не имеют принципиальных возражений против инициативы ФАС. «Главное – продуманность действий, — говорят в российской нефтяной компании. – Например, если участника рынка, занимающего более 35%, обяжут продавать «лишние» АЗС, нужно сделать так, чтобы они перешли к игроку, имеющему опыт работы на данном рынке».