По данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), неправомерное использование бюджетных средств в 2010 году увеличилось на 60%. О результатах мониторинга государственных расходов в пятницу сообщил руководитель службы Сергей Павленко.
Неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов в 2010 году составило 45,475 млрд рублей по сравнению с 39,178 млрд рублей в 2009 году. Общий объем расходов бюджета в 2010 году около 10 трлн рублей.
Под определение «неправомерных расходов» подпадают, в частности, закупки по заведомо завышенным ценам, нецелевое использование средств (не соответствующее статье бюджета), оплата не предусмотренных законом экспертиз, превышение утвержденного уровня фонда оплаты труда и т. д.
Среди нарушителей бюджетной дисциплины традиционно лидируют Министерство обороны, Министерство внутренних дел и Минздравсоцразвития.
«Нетрадиционно — Минсельхоз и Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, «Росатом» и Федеральное агентство воздушного транспорта», — сообщил Павленко, перечисляя ведомства, в которых выявлены нарушения.
Росавтодор, который обычно находился в первых рядах нарушителей, улучшил показатели, уточнил Павленко.
Но ситуация в дорожном строительстве лучше не стала. «Просто стала красивее обертка, поэтому мы сейчас прилагаем усилия для того, чтобы углубить нашу работу по линии дорожного строительства, тесно взаимодействовать и использовать максимально широко техническую экспертизу», — сказал он.
В отчетности Минобороны Павленко обратил внимание на сокращение излишков материальных ценностей на складах. «То есть стали наводить порядок, пересчитывать ракеты и снаряды и точнее выяснять, сколько их на самом деле», — считает Павленко. В то же время, отметил он, стала возрастать недостача денежных и материальных средств.
«Это означает, что вольнее стали обращаться с наличными денежными средствами, что тоже тревожный фактор и говорит о том, что проблема «черного нала» стала обостряться и в госсекторе», — отметил Павленко.
«Изменение схемы финансирования воинской организации, отделение боевого управления от финансовых потоков на первом этапе, очевидно, затруднит работу финансового блока», — отметил он. Павленко напомнил, что в Минобороны была недавно ликвидирована финансовая инспекция. Предполагается, что на ее месте будет создано подразделение внутреннего контроля.
«Вооруженная организация — это огромный клубок всех возможных проблем. Какую проблему вы ни возьмете — она есть в Министерстве обороны, поэтому это огромная и тяжелая задача, и наша оценка, как надзорного органа в этой части, такова: усилия прилагаются, результата пока нет», — сказал Павленко.
Самое распространенное нарушение – это пренебрежение правилами бухгалтерского учета. «Это бич наших бюджетных учреждений», — отметил Павленко. К этому ведет усложнение правил бухучета, низкий уровень квалификации бухгалтеров бюджетных учреждений, а также отток кадров в негосударственный сектор и в госкомпании, заметил он.
Рост неправомерных расходов вряд ли связан с одной только безграмотностью бухгалтеров и оттоком квалифицированных специалистов из госсектора, говорят эксперты.
«Рост связан с непрозрачностью принятия решений по расходованию бюджетных сумм, слабым контролем, в том числе со стороны независимых и общественных структур, минимальной ответственностью тех, кто принимает решения о расходовании госсредств», — говорит эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев.
60-процентное увеличение неправомерных расходов можно объяснить и активизацией Росфиннадзора по выявлению нецелевого расходования средств. Вряд ли в предыдущие годы нецелевые траты были намного меньше, но фиксировались они хуже, убежден эксперт.
Неправомерное расходование средств налогоплательщиков не удивляет партнера, руководителя департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева.
«Административная реформа была проведена формально, перетрясли ведомства, перераспределили функции, но не решили главного: как сделать работу чиновника эффективной и законно мотивированной», — говорит Николаев.
«Данные Росфиннадзора подтверждают, что среди чиновников распространена психология временщика: взять сейчас, пока цены на нефть еще высоки», — резюмирует он.