Федеральная налоговая служба предложила чиновникам других ведомств объединить информационные базы для взыскания налоговой задолженности. Сейчас сведения о человеке, например, месте жительства, семейном положении, наличии имущества (земельный участок, недвижимость, автомобиль), поступают в налоговую инспекцию от 15 министерств и ведомств, пояснил на коллегии ФНС в среду замглавы ведомоства Кирилл Янков.
Корректность и полнота исчисления имущественных налогов зависит от качества информации, предоставляемой регистрирующими органами, отмечают в ФНС. Но сведения часто бывают искаженными или устаревшими. Это влияет не только на поступления в бюджет, но задевает и налогоплательщика.
Недостоверная информация приводит к тому, что добросовестный гражданин числится нарушителем. Изменять или перепроверять полученные от госструктур сведения ФНС не вправе.
«В результате получаются такие истории, как с писателем Василием Аксеновым, умершим в 2009 году. Его вдова получила повестку, в которой налоговики вызывали Аксенова на допрос в качестве свидетеля. За случившееся вынужден был публично извиняться глава ФНС Михаил Мишустин, хотя он тут ни при чем», — заявил на коллегии заместитель главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
ГИБДД и Росреестр не в состоянии создать достоверную базу данных об имуществе граждан, считает депутат.
«ФНС 11 лет ведет собственный реестр земельных участков, а Росреестр передает в налоговую неформатные сведения», — возмущался Макаров. Сам глава ФНС ранее признавался, что уведомление по уплате налогов приходило ему на адрес, по которому он уже давно не зерегистрирован.
С 1 января 2010 года в Налоговый кодекс введена статья, запрещающая повторное истребование ранее представленных в ходе налоговых проверок документов. Это касается юридических лиц. Для защиты физических лиц ФНС также предлагает ввести запрет для чиновников требовать с граждан сведения, которые уже имеются в распоряжении органов госвласти или муниципалитетов.
Сейчас добросовестный налогоплательщик вынужден сам доказывать свою невиновность.
Читателю «Газеты.Ru» в течение двух лет приходила квитанция на уплату транспортного налога за давно проданную машину. «Сведения из ГИБДД о продаже машины до налоговой не дошли, — жалуется он. — Пришлось провести выходной в ГИБДД, чтобы получить из архива справку, и еще день — в очереди в налоговую. Там признали, что долга нет, и пообещали исправить неточность. Квитанцию больше не присылали, но долг не списали. Пришлось идти еще раз, потом еще. Но объем долга за счет пени в моем личном кабинете налогоплательщика лишь растет».
По словам Мишустина, ФНС готова наладить электронный оборот документов между ведомствами, но готовы к этому только 4 ведомства из 15.
ФНС предлагает создать единую базу данных по налогоплательщикам, и всем заинтересованным госструктурам подписать соглашение об обмене информацией. В какое бы ведомство гражданин ни пришел, ему должны распечатать информацию о его задолженности перед бюджетом.
«Если вы приходите в больницу лечить простуду, вы же не удивляетесь, что врач предлагает вам сначала пройти флюорографию, а потом уже ставит диагноз и лечит», — пояснил свое предложение Янков.
Идею ФНС поддержал поддержал вице-премьер Алексей Кудрин.
Министр финансов предложил объявить 2011 год годом борьбы с «грязными, недостоверными данными» и годом борьбы с ростом налоговой задолженности.
Она сокращается, но остается значительной. По состоянию на 1 апреля, 1,3 трлн рублей. «Если необходимо, давайте соберемся у меня в правительстве и обсудим эту проблему специально, решим ее наконец-то», — сказал Кудрин.
Эксперты полагают, что создание единой базы данных налогоплательщиков действительно улучшит собираемость налогов. «Но если чиновник получит право всякий раз пробивать гражданина на предмет полной и своевременной уплаты налологов, то он получит в руки мощнейщий коррупционный механизм», — предупреждает руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин.
Налоговики уверяют, что не откажут в госуслугах неплательщику.
Гендиректор Экономико-правовой школы ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Сергей Пятенко опасается, что «раскладывание базы данных ФНС на 15 ведомств» уничтожит такое понятие, как «персональные данные гражданина». Кроме того, чиновники не заинтересованы в принципе в создании прозрачного механизма по оказанию госуслуг. В противном случае они лишаются значительной части коррупционной ренты. «Не думаю, что в ближайшее время получится создать реально работающую базу данных налогоплательщика. У самой ФНС она далека от идеала, не прекращаются жалобы бизнеса на то, что по три дня невозможно сдать отчет, потому что у налоговой зависают компьютеры», — говорит Пятенко.