«Сегодня Андрея Бородина в России нет — он в командировке», — знает источник «Газеты.Ru», близкий к совету директоров Банка Москвы. Бородин — крупный миноритарный акционер и президент банка. По неофициальной информации, он находится в Лондоне. Источник «Интерфакса» говорит, что Бородин покинул страну из-за расследования уголовного дела о мошенничестве с крупным кредитом, выданным компании «Премьер Эстейт». По этому делу топ-менеджер проходит подозреваемым. «Бородин опасается, что события будут развиваться по силовому варианту», — говорит источник. Уголовное дело возбуждено по ч. 4 статьи 159 (мошенничество) Уголовного кодекса. Преступление наказывается лишением свободы на срок до десяти лет. В Банке Москвы на запрос «Газеты.Ru» не ответили.
Источник «РИА Новости» утверждает, что на прошлой неделе следствие ходатайствовало в суде об отстранении Бородина от должности, после чего ему должно было быть предъявлено обвинение и избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Тверской суд Москвы вернул следствию это ходатайство, так как счел представленные материалы неполными. Бородин, по словам источника, не явился к следователю, а также в суд по нескольким повесткам, после чего уехал за границу. МВД не комментирует ситуацию с Бородиным.
«Если будет официально подтверждено, что Бородин уехал за рубеж, а адвокаты не представят в правоохранительные органы уважительных причин его неявки в правоохранительные органы, президенту Банка Москвы может быть предъявлено заочное обвинение», — цитирует «Интерфакс» заявление источника.
Источник в окружении Бородина уверяет, что Бородин не намерен покидать Россию. «Ничего экстремального не происходит. Структуры Бородина еще не определились с будущим пакета акций Банка Москвы. В случае продажи бежать, не получив денег, было бы как минимум недальновидно. Это чревато риском не получить их никогда», — говорит источник «Газеты.Ru», отказываясь назвать место нахождения Бородина.
Заявления о возможном предъявлении обвинений Бородину сопровождают переговоры о продаже Банка Москвы.
22 февраля 2011 года госбанк ВТБ выкупил долю московского правительства (46,48% акций) в Банке Москвы. Миноритариев — Бородина и его советника Льва Алалуева (владеют 20,32% акций банка) — не устроила сумма сделки, основанная на оценке Банка Москвы в 202,8 млрд рублей. Исходя из подсчетов Бородина, банк стоит больше – 240–280 млрд рублей. У Банка Москвы есть еще два акционера: 2,77% акций находятся у Credit Suisse (по неофициальным данным, ВТБ имеет договоренности об их покупке), еще 3,88% Банка Москвы, ранее принадлежавших Goldman Sachs, купил бизнесмен Сулейман Керимов в интересах ВТБ.
В рамках сделки ВТБ не предъявлял миноритариям оферту на выкуп бумаг, так как, по условиям соглашения с мэрией, городская доля была накануне переведена на баланс Центральной топливной компании.
Конфликт акционеров Банка Москвы стал публичным сразу после сделки городского правительства с ВТБ. На первом заседании совета директоров председателем был избран поддерживающий Бородина Акулинин. ВТБ сразу объявил решение нелегитимным, и в совет избрали главу госбанка Андрея Костина и его первого заместителя Михаила Кузовлева, который также вошел в правление банка. Но в конце марта менеджмент Банка Москвы уволил Кузовлева с поста члена правления. В ВТБ сказали, что решение совета директоров – «фальсификация», и не исключили обращения в Генпрокуратуру.
Очередной виток конфликта между основными акционерами Банка Москвы – ВТБ и Бородиным – развернулся после заседания Счетной палаты, где были обнародованы итоги проверки московского банка. Аудиторы потребовали провести ревизию кредитного портфеля. По данным Счетной палаты, банк финансировал зависимые организации на нерыночных условиях, из-за чего недополучил более 1,396 млрд рублей. Всего таких организаций около 40, в их числе два частных охранных предприятия и «Московский комсомолец». «В целом банк крепкий, солидный и с большим потенциалом, но из него надо повытаскивать мины замедленного действия», — говорил аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.
Во вторник на съезде Ассоциации российских банков Костин оценил состояние бизнеса Банка Москвы более резко. Он сравнил банк под руководством Бородина с криминальными банкротами — Межпромбанком, а также банками «Славянский» и ВЕФК.
«Отчасти ответственность за те беспределы, которые мы видели в Межпромбанке, Банке Москвы, «Славянском», ВЕФК, это отчасти из-за того, что функция надзора не исполняется в полной мере, в которой должна исполняться», — передают «РИА Новости» слова главы ВТБ. Топ-менеджер призвал обеспечить Центробанку возможность отстранять менеджмент.
«В противном случае нас ждет один и тот же сценарий: крах, отзыв лицензии», — добавил он.
В компании БДО (аудитор Банка Москвы) от комментариев воздержались, сославшись на то, что «сейчас идет аудиторская проверка отчетности за 2010 год».
Но в интервью РИА «Новости» Бородин заявил о готовности вернуться в Россию и продать ВТБ долю в Банке Москвы, исходя из его капитализации в $6 млрд (около 170 млрд рублей).
Сейчас по его словам он находится на лечении. «Предложение выкупить банк целиком свидетельствует либо о том, что им нравится качество активов, либо о том, что ВТБ действует в ущерб своим акционерам», — добавил Бородин.
Финансовые показатели Банка Москвы ранее не вызывали беспокойства у ВТБ: чистая прибыль за 9 месяцев 2010 года по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года увеличилась в 18 раз, составив 8,8 млрд рублей. Прибыль ВТБ составила 38,8 млрд рублей (в 2009 году – убыток в 45,5 млрд рублей).
Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле Банка Москвы по состоянию на 30 сентября 2010 года составила 4,1%, чистая процентная маржа в годовом исчислении составила 4,8% по сравнению с 4,08% за 9 месяцев 2009 года. Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле ВТБ за 9 месяцев 2010 года составила 9,5% по сравнению с 9,8% на конец 2009 года, чистая процентная маржа составила 5,2% по итогам девяти месяцев 2010 года по сравнению с 4,3% за аналогичный период 2009 года.
«Костин назвал беспределом ситуацию в Банке Москвы. По моей информации, ситуация в ВТБ на порядок более сложная. И руководителю второго банка в России стоит обратить внимание на возглавляемый им банк. У них серьезные проблемы в кредитном портфеле», – скептичен Бородин.
«Каким профи нужно быть, чтобы купить за 100 миллиардов рублей кота в мешке. Возникает вопрос о профессионализме», – добавил Бородин, имея ввиду сделку по покупке ВТБ доли акций Банка Москвы, принадлежащей столичному правительству.
Претензии к банку начали возникать после того, как его акционером стал ВТБ, отмечают аналитики. «Бородину дают понять, что если он не продаст акции, это грозит уголовным делом», — говорит банковский аналитик на условиях анонимности.
«Государственный деятель такого ранга, как Костин, может делать подобные заявления, лишь имея на руках документы, неопровержимо доказывающие, что в Банке Москвы совершались нарушения, за которые ЦБ обязан отзывать лицензию, — говорит аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина. —
Но ранее, заявляя о намерении приобрести Банк Москвы, руководство ВТБ и правительство Москвы подчеркивали, что это «очень хороший и качественный актив».
«Странно, что за месяц Костин кардинально поменял мнение. Возникает вопрос: если в Банке Москвы все так плохо, то зачем ВТБ упорно бьется за получение контроля над банком. Не проще ли согласиться с офертой миноритариев, срок действия которой истекает 8 апреля, продать им уже купленные акции и вернуть свои деньги. Эскалация корпоративного конфликта наносит удар по имиджу ВТБ», — недоумевает Чекина.
Директор департамента банковских продуктов БКС Анна Волкова замечает, что финансовых проблем у Банка Москвы не было.
«Но после политической рокировки тяжелая артиллерия не на стороне Бородина», — констатирует она.
Источник, близкий к акционерам Банка Москвы, оппонирующим Бородину, объясняет позитивную отчетность умением менеджмента Банка Москвы «все грамотно замаскировать». В ВТБ от комментариев воздержались, добавив, что бизнес госбанка прозрачен.
К 16.30 по московскому времени акции Банка Москвы на ММВБ потеряли более 2%, опустившись до 986,7 рублей за штуку. Бумаги ВТБ за день просели на 1,69%, до 10 копеек за акцию.