«ВТБ Капитал» вышел из состава акционеров Росбанка, говорится в сообщении на сайте банка, размещенном в разделе «о существенных фактах». «Это техническая операция. Бенефициарным владельцем акций Росбанка остается «ВТБ Капитал», — пояснили в «ВТБ Капитале».
Схема перевода актива на другие юридические лица часто используется в рамках подготовки к продаже.
11% акций Росбанка, которыми владел «ВТБ Капитал», стоят около $515,5 млн (14,8 млрд рублей). Кому передана доля Росбанка в инвестиционной «дочке» ВТБ не раскрывают. Бумаги Росбанка ВТБ ранее выкупил у компании Pharanco Holdings ltd, принадлежащей группе «Интеррос» Владимира Потанина, в начале декабря прошлого года.
С 2008 года акции банка были заложены в ВТБ по кредиту, который «Интеррос» направил на приобретение акций «Норникеля» в разгар борьбы с «Русалом» за контроль над никелевой компанией. Акции Росбанка были проданы госбанку, а не переданы за долги Потанина, хотя сделка была безденежной, утверждали участники сделки.
Высокопоставленный источник в «Интерросе» ранее объяснял такую схему намерением Потанина полностью выйти из состава акционеров «Росбанка», не участвуя в переговорах о цене актива.
«Получив пакет акций Росбанка, «ВТБ Капитал» замкнул на себя переговоры с потенциальными покупателями, в частности с группой Societe Generale. А Потанин получил гарантии продажи всего пакета по устраивающей его цене. В случае выкупа бумаг у ВТБ Societe Generale будет обязана предложить миноритариям продать акции по зафиксированной цене», — говорит источник, замечая, что Владимир Потанин не желал принимать участие в переговорах с Societe Generale по вопросу продажи пакета акций Росбанка.
Менеджер французской банковской группы отказался от комментариев.
Сейчас основной акционер «Росбанка» — французская группа Societe Generale с 74,88% акций. Французские инвесторы ведут консолидацию российских активов финансовой группы. Кроме Росбанка Societe Generale владеет 100-процентными пакетами банков «Сосьете Женераль Восток», «Дельтакредит» и Русфинанс-банка.
После объединения группа с 750 филиалами и отделениями по всей России должна войти в пятерку крупнейших в стране по размеру кредитного портфеля — около $16 млрд.
До продажи пакета доля «ВТБ Капитала» в Росбанке составляла 11,13%, ВТБ — 0,78%, доля Pharanco Holdings («Интеррос») — 6,6%, ICFI (кипрский офшор, аффилированный с «Интерросом») — 7,43%.
В «Интерросе» сообщили, что «в настоящий момент переговоров по продаже оставшегося пакета не ведется», и не исключили продаж в перспективе.
«ВТБ Капитал» планировал получить представительство в совете директоров Росбанка. В новый состав совета, который акционерам предстоит выбрать на внеочередном собрании 31 марта, «ВТБ Капитал» выдвинул трех кандидатов. В настоящее время в совет директоров Росбанка входят 11 человек, 6 представляют SG, 3 — «Интеррос». В совете есть один независимый директор — профессор Мартин Гилман, а также глава Росбанка Владимир Голубков.
В ВТБ называли вхождение в капитал «Росбанка» «удачной финансовой инвестицией». «Росбанк — это привлекательный актив, обладающий большим потенциалом роста стоимости за счет перспектив роста российского банковского рынка, а также реализации синергии с другими активами «Сосьете Женераль», — говорил после покупки пакета президент «ВТБ Капитала» Юрий Соловьев.
Но привлекательный актив изначально планировали выгодно перепродать «при первом удобном случае», не скрывали в ВТБ, называя вероятным покупателем именно Societe Generale.
16 декабря глава ВТБ Андрей Костин заявил, что в течение полутора лет госбанк продаст долю в Росбанке Societe Generale. По его словам, российский госбанк уже провел соответствующие переговоры с французскими инвесторами. Но в конце декабря Костин уточнил, что французская группа не является «единственным возможным претендентом на покупку доли ВТБ в Росбанке». «Реально готов один, он хоть завтра готов подписываться», — пояснил Костин, уточнив, что речь идет о частном российском инвесторе. Костин подчеркнул, что никаких договоренностей с Societe Generale относительно акций Росбанка нет. «Нет ничего оформленного на бумаге, нет фиксированной договоренности, но обсуждение ведется, и в позитивном русле», — отметил он.
Главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин считает, что бумаги Росбанка могут быть интересны «любым портфельным инвесторам». «В России немного публичных акций. Наличие котировок позволяет отслеживать рыночную капитализацию банка. Перспективы сектора связаны с ростом крупнейших банков, поэтому, покупая 11%, можно ожидать увеличения стоимости актива», — заметил он.
Но заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании «Совлинк» Ольга Беленькая не согласна: «При минимальном рыночном free float и ожидаемом намерении мажоритарного акционера в конечном итоге консолидировать все 100% акций Росбанка для портфельного инвестора покупка 11% акций Росбанка малоинтересна».