«Мы сейчас определяемся с бюджетной стратегией до 2030 года, в рамках которой совместно с Минэкономразвития будут определены и утверждены доходы, расходы и дефицит бюджета», — рассказал замминистра финансов Александр Новак на Красноярском экономическом форуме.
Бюджетная стратегия будет строиться на двух сценариях социально-экономического развития России до 2030 года, которые Минэкономразвития внесло в правительство на прошлой неделе. Согласно инновационному сценарию экономика будет расти на 4–4,2% в год в течение ближайших лет, а доля высокотехнологичного сектора увеличится вдвое. Но это потребует сохранения дефицита бюджета в размере 2–3% ВВП до 2025 года, а госдолг России после 2025 года превысит 30% ВВП.
Если приоритетом правительства станет бездефицитный бюджет к 2015 году, то среднегодовые темпы роста ВВП могут составить 2,9% ВВП, что, по мнению Минэкономразвития, не отвечает задаче инновационного развития.
«Самый главный вопрос – вопрос сбалансированности бюджета. Наши расхождения с Минэкономразвития заключаются в том, что они предлагают сохранять дефицит бюджета в долгосрочной перспективе, наращивать госдолг и за счет этого финансировать госрасходы в большом объеме. Политика Минфина отличается: мы настаиваем на сбалансированном бюджете к 2015 году», — сказал Новак.
Минэкономразвития предлагает не акцентировать внимание на дефиците.
«Основная разница в том, как ведет себя частный капитал, чтобы он шел не только в ТЭК, но и в высокотехнологичные сектора», — прокомментировал оба сценария замминистра экономического развития Андрей Клепач, добавив, что одновременно обнулить дефицит бюджета и модернизировать образование и науку невозможно.
Сейчас в Минфине изучаются прогнозы Минэкономразвития. «В последнее время были приняты решения, касающиеся государственных программ в области вооружения, денежного довольствия военнослужащих. И сейчас мы пытаемся состыковать это», — сказал Новак. По словам замминистра, в рамках бюджетной стратегии будут определены возможности бюджета, затем министерствам сообщат так называемые «потолки» — предельные лимиты по каждому направлению, исходя из приоритетов, определенных правительством. «На сегодняшний день есть 41 госпрограмма. Эти программы минимум на шесть лет, а может, на десять-двадцать лет. Когда министерство поймет, сколько у него денег на ближайшую перспективу, оно уже у себя расставит приоритеты и будет распределять эти средства», — добавил Новак.
Чтобы модернизировать экономику и снизить ее зависимость от сырья, нужны не только и не столько деньги, разделяют эксперты опасения Минфина. «Главное — создать условия, при которых компании стремились бы развиваться и модернизировать процессы и технологии. А для этого нужно не тратить деньги, как предлагает МЭР, а снижать коррупцию, убирать административные барьеры, исправлять перекосы судебной системы и так далее», — подчеркивает главный экономист по России и Казахстану банка ING Дмитрий Полевой.
Пока нет наблюдаемых положительных результатов от предпринятых ранее расходов, примеры «Роснано» и «Сколково» пока похожи на очередные потемкинские деревни,
соглашается главный экономист УК «Русь капитал» Алексей Логвин: «Проявляется очень опасная попытка закрепить на длительное время дефицит бюджета ради звучащих привлекательно, но труднореализуемых целей. Совершенно не очевидно, что эффективность расходования госсредств в будущем вырастет. Более ощутимые результаты могут быть достигнуты, если власти сконцентрируют усилия на мерах по повышению эффективности судебной системы или по снятию лишних административных ограничений для бизнеса».