Правительство утвердило новые коэффициенты экспортных пошлин на нефтепродукты до 2013 года. Согласно постановлению, подписанному Владимиром Путиным, пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов (легкие дистилляты, средние дистилляты, дизельное топливо, бензол, толуол, ксилолы) будут постепенно уравниваться с пошлинами на вывоз темных (мазут, масла смазочные и прочие, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин, кокс нефтяной и битум нефтяной).
Сейчас для светлых нефтепродуктов действует ставка в размере 71,2% от пошлины на нефть (на январь 2011 года это $226,2 за 1 тонну нефтепродуктов), а по темным — лишь 38,3% ($121,9). Коэффициенты начнут меняться уже с февраля: пошлина на вывоз светлых нефтепродуктов составит 67% от нефтяной, на экспорт темных — 46,7%. В 2012 году коэффициенты еще более сблизятся — 64% по светлым и 52,9% по темным.
К 2013 году пошлины полностью уравняются и будут составлять 60% от экспортной пошлины на нефть.
Предполагается, что уравнивание пошлин будет стимулировать нефтяные компании к выпуску продукции глубокой переработки (светлых нефтепродуктов), так как поставлять на экспорт темные нефтепродукты (в первую очередь мазут) станет менее выгодно: мазут дешевле, дает меньшую добавленную стоимость, и вся выгода зарубежных поставок заключается на данный момент именно в низких пошлинах.
Кстати, в начале недели Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвиняла нефтяников в том, что они сократили производство дизельного топлива за счет увеличения производства мазута: по мнению ФАС, компании спешили продать как можно больше темных нефтепродуктов за рубеж, пока не выросли пошлины.
Но чтобы всерьез стимулировать нефтяников к наращиванию производства светлых нефтепродуктов, уравнивания пошлин мало, считает Дмитрий Александров из ИК «Универ»: «Для дальнейшей стимуляции необходимо продолжать изменять пошлины. Ставка по светлым нефтепродуктам должна понизиться до 40% от нефтяной пошлины, а по темным, напротив, подняться до 60%».
Тем не менее решение правительства по коэффициентам в любом случае позитивно для нефтепереработки, так как
принятая программа означает отказ от идеи Минфина поднять пошлины на экспорт нефтепродуктов до 85—90% от нефтяных.
Минфин внес такое предложение в связи с тем, что в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Россия пообещала Белоруссии со следующего года не взимать пошлины за экспорт нефти (в январе пошлина составит $317,5 за 1 тонну). В этом году Россия поставляла в Белоруссию беспошлинно лишь нефть, предназначенную для внутреннего потребления республики (6,3 млн тонн), на остальные объемы (около 15 млн тонн) пошлина распространялась. Если исходить из январской ставки, а также того, что потребление в Белоруссии в следующем году не изменится, на отмене пошлин она сможет сэкономить в 2011 году около $4,76 млрд.
Но Россия согласилась на такие условия поставок лишь в обмен на то, что Белоруссия будет перечислять в российский бюджет все доходы от экспорта нефтепродуктов за пределы Таможенного союза. Именно для того, чтобы увеличить эти поступления и компенсировать потери от отмены пошлин на нефть, Минфин и предлагал поднять ставки на нефтепродукты, ведь в рамках ЕЭП пошлины будут унифицированы.
Но в этом случае и российским нефтяникам, по подсчетам самого Минфина, пришлось бы доплачивать в бюджет около $15 млрд.
Правда, глава министерства Алексей Кудрин говорил, что дополнительные затраты будут компаниям компенсированы — либо путем субсидий, либо через предоставление льгот по НДПИ. Но участники рынка опасались, что, поскольку механизм компенсаций не проработан, повышение пошлин может оказаться губительным для российской нефтепереработки. Против повышения ставок выступало и Минэнерго.
«Идея с увеличением пошлин на нефтепродукты до 85—90% от нефтяной с самого начала была абсурдной, — комментирует аналитик ФК «Уралсиб» Юлия Новиченкова. — С учетом операционных и транспортных расходов у компаний не осталось бы вообще никакой маржи. Мелкие НПЗ встали бы сразу, ВИНКи перестали бы вкладывать деньги в апгрейд производств и строительство новых мощностей».
С учетом коэффициентов, одобренных правительством, Белоруссия будет ежегодно перечислять в российский бюджет порядка $4,2 млрд доходов от экспорта нефтепродуктов, подсчитывает Александров. Это означает, что компенсировать целиком потери от отмены пошлин на поставки нефти в Белоруссию у России не получится.