«Я думаю, в следующем году всем придется повышать ставки. Все будет зависеть от инфляционного тренда. Конечно, это не первые месяцы года. Но я думаю, к концу первого квартала такой тренд возможен. Пойдет и инфляция вверх, пойдут ставки ЦБ вверх, пойдут вверх ставки по кредитам и депозитам одновременно», — заявил глава Сбербанка Герман Греф.
В течение последнего года ставки по депозитам и кредитам неуклонно снижались вместе со ставкой Центробанка. Если в январе ставка рефинансирования составляла 8,75%, то сейчас 7,75%, достигнув рекордно низкого уровня. Средняя ставка по рублевым вкладам населения в начале года была 10,8%, а в октябре она упала до 7,1% годовых, обновив абсолютный минимум.
По данным Центробанка, сейчас максимальная процентная ставка в топ-10 банков, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, составляет 8,57%.
Среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в декабре составила 25,75%, тогда как еще в январе она была 30,78% годовых (включая дополнительную ежемесячную комиссию), подсчитал «Кредитмарт».
Снижалась и средняя ставка по кредитам реальному сектору. Так, в октябре она достигла своего абсолютно минимального значения в 8,9% (без учета Сбербанка), сократившись с начала года на 4,9%. До этого средняя ставка не опускалась в России ниже 9,2% (в июле 2007 года). Греф даже жаловался летом, что банки не готовы к таким низким ставкам, и очень многие «будут иметь низкую либо отрицательную маржу».
Но засуха и пожары разогнали цены на продовольствие, в результате инфляция в этом году превысит первоначальные планы. По прогнозам Минэкономразвития, она составит 8,3–8,5% вместо ожидаемых 7–8%. По состоянию на 20 декабря инфляция уже достигла 8,4%.
Глава Центробанка Сергей Игнатьев ранее не исключал, что ставку рефинансирования повысят уже в конце года. Заседание ЦБ пройдет в пятницу, 24 декабря.
Уровень ставок зависит от совокупности различных факторов, таких как спрос, уровень ставок других игроков, инфляция, ставка рефинансирования, ситуация с фондированием, перечисляет зампредседателя правления «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов. Но для многих банков ключевой фактор – именно поведение конкурентов. «Если Сбербанк повысит ставку, то и у нас будет возможность повысить максимальную ставку, но это должно быть взвешенное решение с точки зрения внутренних возможностей и рыночной конкурентоспособности», — говорит вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов. «Устанавливая процентные ставки, мы ориентируемся прежде всего на рынок», — соглашается исполнительный вице-президент Росевробанка Сергей Гордейко.
Некоторые банки уже готовы повышать доходность депозитов. «Мы уже поднимаем ставки по вкладам: у нас с этой недели действует льготное предложение нашим постоянным клиентам. Это связано с тем, что мы возвращаемся к активному привлечению средств физлиц, потому что это наиболее устойчивый пассив, чтобы возобновить кредитование. Ставки по вкладам продолжат расти», — говорит директор департамента розничного кредитования Промсвязьбанка Егор Шкерин.
Что же касается кредитов, то пока «тенденции к повышению ставок не наблюдается», говорит руководитель дирекции обслуживания физических лиц, член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. «Пока мы следим за рынком, но никаких корректировок не планируем», — соглашается Гордейко. Но уже весной ставки могут подняться на 1–2%. «Это будет обусловлено экономическим ростом, потребностью корпоративных клиентов в кредитовании и ростом благосостояния населения», — объясняет Шкерин. «Мы допускаем возможность увеличения ставок в 2011 году», — говорит руководитель продуктового направления банка «Глобэкс» Алексей Крюков.
Сейчас рост банковских депозитов вдвое с лишним превышает рост выданных кредитов. По данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ),
к концу года объем депозитов, несмотря на снижающиеся ставки, увеличится на 1,9–2,2 трлн рублей, достигнув 9,35–9,65 трлн рублей, то есть на четверть. При этом рост кредитования экономики в этом году составит 12%, а населения 13–14%,
прогнозирует Центробанк. Счетная палата даже призывала Сбербанк, лидера российского банковского сектора, «перестать бояться реального сектора, выдавать кредиты и снижать процентные ставки». По словам аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына, избыточная ликвидность Сбербанка составляет около 900 млрд рублей. «Хотя и считается, что кризис прошел, но у банкиров на этот счет особое мнение, и пока банки предпочитают поддерживать высокий уровень ликвидности», — объясняет Орлов.
То, что объем депозитов растет быстрее, чем объем кредитов, представляет опасность и для самого банковского сектора, предупредило рейтинговое агентство Moody's. «Предоставление крупных кредитов ограниченному кругу заемщиков ведет к повышению кредитного риска, и, в случае дефолта по крупным кредитам, возникают серьезные негативные последствия для качества активов, прибыльности и капитализации банка», – пояснил вице-президент, старший аналитик агентства Moody's Евгений Тарзиманов.
Повышение ставок по вкладам и кредитам может еще больше увеличить этот дисбаланс. Но, возможно, дальнейший рост ликвидности все-таки подтолкнет банки к более активному кредитованию экономики.
А предприятия станут брать даже более дорогие займы, ожидая роста экономики и восстановления потребления. «Спрос на кредиты будет расти, ведь компании понимают, что лучше взять кредит в ближайшее время, ведь завтра он будет стоить дороже из-за той же инфляции», — говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.