В среду Мосгордума приняла закон о бюджете на 2011 год. «За» голосовали все депутаты. Доходы составят 1,24 трлн рублей, расходы 1,39 трлн рублей. С момента первого чтения документ изменился: доходная часть увеличена на 51 млрд рублей, а расходная на 96 млрд рублей. Значительно выросли траты на решение транспортных задач.
Рассмотрению бюджета в третьем чтении предшествовало неординарное для Мосгордумы событие: перед депутатами с бюджетным посланием выступил мэр Москвы Сергей Собянин. Бывший мэр Юрий Лужков обычно не принимал участия в бюджетных дискуссиях.
Доходы города растут на 51,6 млрд рублей. В частности, планируется в 15 раз увеличить поступления в бюджет от продажи принадлежащих городу акций предприятий: с 900 млн до 13,9 млрд рублей. По мнению мэра, «бюджетная политика должна быть ответственной», поэтому правительство города будет сокращать размер займов.
Но Сергей Собянин призвал говорить не столько «о конкретных цифрах, сколько о новой идеологии бюджетирования». По его словам, городские власти намерены сделать город удобным, сохранить социальные стандарты и вывести на более высокий уровень образование и здравоохранение. В целом на социальные расходы в бюджете следующего года запланировано 722 млрд рублей — 52% его расходной части.
В 2011 году, рассказал мэр, в столице начнется внедрение универсальной электронной карты москвича, которая заменит полис обязательного медицинского страхования, свидетельство пенсионного страхования и проездной.
Кроме того, считает Собянин, не должна сокращаться доля инвестиционных расходов. «Поэтому при пересмотре бюджета мы уделили этому большое внимание, и расходы бюджета на адресную инвестиционную программу выросли до 26% (в первоначальном проекте они составляли 18%)», — заявил Собянин.
По его словам, приоритет города — это финансирование новых транспортных программ, которые сейчас находятся в стадии формирования. «Этот узел в одночасье не развязать, но надо переломить тенденцию постоянного ухудшения транспортной ситуации, разработать программы на 2011 год и на пятилетнюю перспективу», — отметил мэр.
По его словам, «понятно, что программы сырые»: их объем увеличивается втрое, поэтому не все проекты прописаны, не проведены необходимые экспертизы и изыскания.
«Но эти средства, как и ассигнования на метро, в случае остатка будут целевым образом переходить на следующий год, — объяснил Собянин. — Так мы создадим финансовый фонд, который позволит нам смотреть в будущее. Иначе никакого развития не будет». Исходя из этих соображений, мэр попросил депутатов «понять и поддержать» бюджет.
После отъезда мэра заседание продолжилось по традиционному сценарию. Руководитель департамента финансов Вера Чистова повторила тезис о социальной направленности бюджета, отдельно подчеркнув, что снижение ассигнований связана не с сокращением социальных гарантий, а с уменьшением «численности контингента».
Большинство поправок редактора касалось не цифр, а принципов распределения бюджета.
Правительство Москвы получило право осуществлять распределение заранее зарезервированных средств.
В частности, за департаментом финансов резервируются дополнительные 123 млрд рублей на дорожно-транспортное хозяйство без конкретизации целей. «В докладе мэра прозвучала необходимость и целесообразность этого шага в связи с переходом к новой политике и более взвешенному распределению бюджетных средств», — объяснила Чистова.
Выступивший на заседании председатель Контрольно-счетной палаты Виктор Двуреченских обратил внимание на «белые пятна» бюджета – «недостаточный уровень прозрачности инвестиционных расходов».
По данным КСП, нераспределенные лимиты по объектам адресной инвестиционной программы составляют более 91 млрд рублей. «Представленная на рассмотрение к третьему чтению информация о расходах бюджета не в полной мере раскрывает предмет третьего чтения — расходы бюджета города по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, главным распорядителям средств бюджета города», — заявил председатель КСП.
Нельзя назвать прозрачной и доходную часть бюджета.
До сих пор не утверждена программа приватизации. По предварительным данным, в нее не вошли крупнейшие московские активы — Банк Москвы, авиакомпания «Москва», аэропорт Внуково. Но ожидается, что она будет расширена.
После заседания председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов рассказал, что еще не видел окончательного варианта измененной приватизационной программы, но не исключает расширения перечня представленного к приватизации городского имущества.
Депутаты относятся к такой перспективе настороженно. Людмила Стебенкова считает, что Москва слишком много вложила в аэропорт Внуково. «Теперь надо не продавать его, а начать получать с него доходы», — предлагает она.
Антонов спокойно относится к возможной продаже аэропорта или Московского НПЗ. Но его беспокоит продажа «выполняющего социальные функции» Банка Москвы.
В частности, банк обслуживает «социальные карты москвича» и в дальнейшем, видимо, будет обслуживать новые универсальные электронные карты. Опасается он и за энергетические компании, из которых город «не должен выходить ни в коем случае».
Впервые за последние 5 лет бюджет поддержала думская фракция КПРФ. Депутат от фракции Вадим Кумин оценил изменение бюджетной политики как революционное.
По его словам, бюджет города ранее не получал одобрения коммунистов, поскольку в значительной мере не учитывалось мнение КПРФ при принятии решений. Теперь, по мнению депутата, как в расходной, так и в доходной части учтены практически все предложения фракции. Сильной стороной принятого документа Кумин назвал увеличение доходной части не за счет увеличения налогов, а за счет более эффективного использования собственности и отказа от содержания «ненужных городу активов».
Депутаты-единороссы, напротив, пожаловались на ощущение дежавю.
«Все новое – это хорошо забытое старое. Сейчас мы фактически возвращаемся на 10 лет назад, — заявил депутат Михаил Москвин-Тарханов. – Мэр говорил об образовании переходящего инвестиционного пула, который, если что, перейдет на следующий год и будет направлен на нужные узловые точки. Не называя это так, мы фактически планируем целевой бюджетный фонд, формируем бюджет развития. Все это до боли знакомо. Сегодняшний бюджет очень напоминает те, что мы принимали в конце 90-х — начале 2000-х годов: маневрирование средствами, резервный фонд».