Министерство финансов опубликовало законопроект, ужесточающий процедуры валютного контроля при внешнеэкономической деятельности. Поправки в закон № 173 устанавливают единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций.
В паспорте сделки будет необходимо указывать сведения о резиденте и его иностранном контрагенте, общие сведения о внешнеторговой сделке (дата и номер договора, общая сумма и валюта, дата завершения исполнения обязательств), об уполномоченном банке, через счета в котором проходят расчеты по сделке, о переводе сделок в другой банк, о причинах закрытия паспорта сделки. Кроме того, в паспорте сделки должны быть указаны сведения о действующих разрешениях органов валютного регулирования на проведение валютных операций, которые связаны с движением капитала. Таможенная служба обязана требовать номера паспортов сделок, а также передавать органам и агентам валютного контроля информацию в электронном виде о фактическом вывозе или ввозе товаров
«Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для осуществления валютного контроля в соответствии с законом», – отмечают в Минфине.
Согласно обновленной процедуре, банки должны передать оформленные паспорта сделок в электронном виде регуляторам. Срок передачи указанной информации не может превышать трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки.
Минфин предлагает подвергнуть обязательному контролю операции между резидентами и нерезидентами, сумма которых равна или превышает 6 млн рублей, а также операции по возврату резидентами на свои банковские счета валюты или рублей, причитающихся за экспортируемые товары и оказанные нерезидентам услуги. Кроме того, ведомство предлагает приравнять неполучение выручки из-за рубежа к операциям по легализации доходов, полученных преступным путем.
Законопроект Минфина стал ответом на стремительный рост объемов оттока капитала, считают эксперты. Согласно новому прогнозу Центробанка, по итогам 2010 года чистый отток капитала составит $22 млрд, а не «приблизится к нулю», как считал Минфин, и не составит ранее ожидавшиеся регулятором $8,7 млрд. За первые три квартала чистый отток составил $15 млрд, еще $7 млрд ожидаются до конца года. Еще в сентябре регулятор зафиксировал рост «сомнительных переводов» за границу.
В сентябрьском информационном письме, опубликованном в «Вестнике банка России», председатель ЦБ Сергей Игнатьев перечислил признаки таких сомнительных сделок: крупные безналичные переводы выручки от продажи в России принадлежащих нерезидентам товаров, вознаграждение зарубежному агенту, который купил в России товар для своей компании. Также вызывают подозрение переуступка долга российской компании зарубежной и перевод рублей за купленные товары на иностранные счета российского продавца.
«Этими поправками Минфин предполагает решить вопрос с фиктивным импортом товаров, услуг, в оплату которых средства перечисляются за пределы России, при этом такая оплата только преследует цель вывода денежных средств за рубеж, а также с «серым импортом», — говорит адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Сергей Сорокин.
«Нововведения могут оказаться очень эффективными, так как лазеек для вывода капиталов становится гораздо меньше,
а неполучение выручки из-за границы теперь приравнивается к легализации доходов», — соглашается партнер «КСК Групп» Алексей Белоусов. Впрочем, есть и отрицательная сторона: увеличивается число контрольных органов, что в условиях российской экономики обычно связано с увеличением административного давления, добавляет эксперт.