В понедельник международное рейтинговое агентство Standard & Poor's обнародовало исследование, посвященное антикризисным мерам правительства по улучшению ситуации в регионах. Первым делом федеральный центр нарастил финансовую помощь проблемным регионам — за счет выдачи субсидий и льготных кредитов. По оценке одного из авторов исследования Карена Вартапетова, на поддержку регионов в 2009 году — на этот год пришелся пик кризиса — было израсходовано 1,4 трлн рублей.
Еще одна мера поддержки заключалась в том, что Москва смягчила фискальные правила, касающиеся допустимых размеров дефицита регионального бюджета. Регионам разрешили увеличивать дефицит на величину бюджетных кредитов из федерального бюджета и (или) на сумму остатков средств на счетах. Это позволило как минимум 18 регионам не принимать радикальных мер по сокращению бюджетных расходов в связи с необходимостью соблюдения прежних более строгих ограничений, отмечается в исследовании.
До кризиса лишь 10 бездотационных регионов имели право размещать остатки средств бюджета на депозитах в коммерческих банках. После смягчения правил такую возможность получили 40 регионов, что позволило предотвратить инфляционное обесценивание средств бюджета.
Эффективность таких мер оказалась достаточной для того, чтобы российские регионы избежали дефолтов, полагает Standard & Poor's.
Однако, оценивая оперативность финансовой помощи из центра, аналитики приходят к выводу, что эта помощь была «не всегда своевременна, эффективна и прозрачна». «Мы стали свидетелями ряда случаев, когда из-за задержки бюджетного кредита субъект РФ (в частности, Московская область) испытывал серьезный дефицит ликвидности. Более того, во многих случаях кредиты не были направлены на своевременное предотвращение дефолтов. По этой причине мы предпочитаем не считать этот вид финансовой поддержки «своевременным» и «экстренным», — говорится в исследовании.
Standard & Poor's обращает внимание на еще одну особенность взаимодействия центра и регионов:
размер оказываемой помощи некоторым регионам (проверено было 25 наиболее зависимых от центра) не всегда соответствовал степени сокращения налоговых поступлений.
Это указывает на отсутствие прозрачного механизма предоставления помощи и несоблюдение принципа равного доступа к федеральному бюджету, констатирует агентство.
Но главная проблема в том, что Минфин планирует сокращение помощи регионам из федерального бюджета. Урезание помощи может привести к дефолтам некоторых регионов. «При довольно напряженной, по нашим прогнозам, ситуации с наполнением региональных бюджетов в 2010—2013 годах это будет означать ухудшение финансового положения регионов», — говорит Вартапетов.
В 2010 году объем трансфертов составит 1,2 трлн рублей, примерно в таком же объеме помощь будет оказываться и в следующем году, поясняет Вартапетов. Затем к 2013 году прогнозируется сокращение трансфертов примерно на 40% относительно уровня 2009 года.
Власти признают угрожающее положение регионов. Еще в июне этого года замминистра финансов Антон Силуанов назвал 11 из регионов, у которых долг выше 50% от налоговых и неналоговых доходов. В лидерах региональной задолженности, в частности, Костромская, Астраханская, Московская, Челябинская, Калининградская, Вологодская области, Северная Осетия. Государственный долг субъектов России за 2009 год вырос на 48,6% и, по состоянию на 1 января 2010 года, составил 890,9 млрд рублей.
По данным главы Минфина Алексея Кудрина, число российских регионов, исполнивших свои бюджеты с дефицитом, по итогам года составит примерно 50. В 2009 году таких регионов в России было 66, а в 2008-м — 44. Как считает министр финансов, в будущем регионы, скорее всего, будут наращивать доходы и вряд ли будут «держать большие дефициты».
Поэтому в течение двух лет Минфин полностью откажется от практики выдачи льготных кредитов регионам из федерального бюджета. Уже в следующем году Минфин повысит ставку по бюджетным кредитам с одной четвертой до одной второй ставки рефинансирования. Это будет стимулировать регионы к привлечению средств на открытом рынке, полагает Кудрин.
Сворачивание мер поддержки регионов продиктовано желанием Минфина выйти на бездифицитный федеральный бюджет к 2015 году, полагает партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
«Очевидно, что Минфин стремится максимально снять нагрузку с федерального бюджета, при этом продолжая перегруппировку расходных обязательств между федералами и местными», — согласна директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова.
Эксперты затрудняются назвать условия привлечения средств на региональных рынках. Ряд областей и республик (как депрессивных, так и вполне экономически развитых) уже имеют высокий уровень долговой нагрузки (с учетом банковских кредитов, кредитов федерального бюджета и долгов по выпущенным ценным бумагам), что с учетом долгов унитарных предприятий в отдельных случаях доходит до 80% от совокупных доходов региона. «Безусловно, что такие регионы смогут перезанимать лишь для выполнения текущих обязательств и вред ли будут интересны кредиторам», — отмечает Матросова.
Жесткая политка Москвы в отношении регионов имеет свои плюсы, полагает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. «Регионам придется заимствовать по рыночным ставкам в соответствии с рейтингом региона. В этом случае регионы будут заинтересованы в улучшении своего рейтинга, а для этого придется улучшать бюджетную политику», — говорит Марков.