Центр финансовых проблем еврозоны сместился на север: правительство Ирландии объявило, что на поддержку банковского сектора в худшем случае понадобится 50 млрд евро, или почти треть ВВП страны за прошлый год. Это значительно больше, чем обещанные ранее правительством 33 млрд евро.
Только двум банкам — Anglo Irish и Allied Irish — может понадобиться 14,4 млрд евро дополнительного капитала. Так, национализированный в прошлом году Anglo Irish нуждается в дополнительных 6,4 млрд евро, но и эта сумма может быть увеличена на 5 млрд евро в случае неожиданных убытков. При этом ранее власти Ирландии вложили 23 млрд евро в спасение банка. Банку Allied Irish могут понадобиться 3 млрд евро.
Из-за необходимости спасать банки бюджетный дефицит страны достигнет 32% ВВП, что более чем в десять раз превышает лимит для Евросоюза, установленный Маастрихстским соглашением,
и является рекордным значением за всю историю существования еврозоны. По итогам прошлого года «дыра» в ирландской казне была самой большой — 14,3% ВВП. Пока ирландское правительство уверено, что стране не потребуется помощь европейских коллег. По словам главы Центробанка Ирландии Патрика Хонохана, сумма для спасения банковского сектора «колоссальна», но с ней «можно работать»: «Другим странам это удавалось, нам это удавалось — выходить из такой ситуации без сторонней помощи». Так, до следующего лета Дублин профинансировал бюджет, кроме того, у властей есть порядка 20 млрд резервов, пишет The Wall Street Journal.
Однако на рынке усиливаются опасения, что Дублин будет вынужден воспользоваться механизмами финансовой помощи, созданной Евросоюзом. Долговой и бюджетный кризис Греции привел к угрозе распространения долгового кризиса, некоторые инвесторы даже высказывались о возможности развала еврозоны. В ответ европейские власти решили создать стабилизационный фонд в 750 млрд евро, который включает фонд экстренной помощи в 60 млрд евро, кредиты или гарантии государств Евросоюза на 440 млрд евро, а также займы Международного валютного фонда (МВФ) на 250 млрд евро. Но обратиться за помощью страны Евросоюза могут лишь в случае крайней необходимости — при ухудшении мировой экономической или финансовой ситуации. «В Греции мы имели дело с проявлением структурной проблемы: власти долгое время стимулировали внутренний спрос, занимая за рубежом и раздувая расходы бюджета. Стоимость обслуживания внешних займов на фоне мирового кризиса подскочила, и кредиторы в итоге провели операцию «принуждения к жизни по средствам».
В Ирландии же мы имеем дело с лопнувшим «пузырем» в сфере недвижимости, который принес крупные убытки банкам с госучастием»,
— объясняет начальник управления инвестиций ИФК «Солид» Михаил Королюк. «Пока ничто не указывает на возможность в Ирландии греческого сценария в текущем году, такое возможно, только если ситуация с банками потребует дополнительных затрат, что пока маловероятно», — говорит начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин.
Проблема в том, что правительство уже провело жесткое сокращение бюджетных расходов, очевидно, ему придется пойти на этот шаг еще раз в ноябре, когда будет приниматься новый бюджет. Вопрос в том, удастся ли властям настолько затянуть пояса, говорит Королюк. «Европейский стабфонд придется распечатывать, но уже позднее, в 2011 году, когда ситуация может ухудшиться как в экономике, так и на долговом рынке. Пока конъюнктура финансовых рынков способствует относительной устойчивости в Европейском регионе, но достаточно одного сбоя на финансовом рынке — и ситуация может кардинально измениться», — заключает Сусин.