Дефицит бюджета Греции достиг 13,6% ВВП в прошлом году, следует из данных Европейского статистического управления (Eurostat). Ранее Европейская комиссия заявляла, что в 2009 году «дыра» в греческой казне составила 12,7% ВВП. В 2008 году дефицит греческого бюджета составил 7,7% ВВП.
Лидером же по размеру дефицита бюджета стала Ирландия, где он достиг 14,3% ВВП в прошлом году, почти вдвое превысив показатель 2008 года. При этом для Ирландии цифры также были пересмотрены: по предварительным данным Европейской комиссии, разница между расходами и доходами составляла 12,5% ВВП.
Следом идет Великобритания, дефицит которой составил 11,5% ВВП, Испания (11,2%), Португалия (9,4%), Латвия (9%), Литва (8,9%), Румыния (8,3%), Франция (7,5%), Польша (7,1%), Словакия (6,8%), Бельгия (6%), Чехия (5,9%). Значения бюджетных дефицитов этих стран в разы превышают допустимый Маастрихстским соглашением порог — 3% ВВП. Добиться необходимых показателей удалось лишь Швеции (0,5% ВВП), Люксембургу (0,7%), Эстонии (1,7%), Финляндия (2,2%), Дании (2,7%). В Германии недостача казны составила 3,3% ВВП, в Австрии — 3,4%, Венгрии — 4%, в Италии и Нидерландах — 5,3%.
В целом, средний уровень дефицита госбюджетов 16 стран еврозоны вырос до 6,3% ВВП. В 2008 году этот показатель составлял 2% ВВП. Объем госдолга стран еврозоны в 2009 году составил почти 79% ВВП против 69,4% ВВП в 2008 году.
Средний уровень дефицита 27 стран Евросоюза увеличился до 6,8% ВВП против 2,3% ВВП в 2008 году, размер госдолга достиг 73,6% ВВП против 69,4% ВВП годом ранее.
Данные Eurostat опустили евро на валютном рынке Forex: к 15.30 мск пара евро/доллар упала до отметки 1,3335 против утренних значений 1,3416. «Были пересмотрены оценки дефицита ряда стран Евросоюза. После выхода этих данных увеличились спреды по доходности бумаг ряда европейских стран, что активизировало продажи евро», — объясняет начальник отдела операций на валютных рынках Росевробанка Роман Фролов. Доходность десятилетних греческих облигаций достигла рекордных 8,42% годовых, двухлетних — 8,87% годовых.
Ситуацию ухудшил прогноз от Goldman Sachs, согласно которому Греция может либо снизить выплаты держателям своих облигаций, либо перенесет сроки. «Фактически это означает, что греки не смогут выполнить свои обязательства по долгам, то есть технический дефолт», — добавляет начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин.
Впрочем, у Афин есть «страховой полис»: если правительство не сможет занять средства на рынке, страны еврозоны обязались предоставить ей двусторонние кредиты на 30 млрд евро под 5% годовых. Более того, пакет мер может быть дополнен займом МВФ в 15 млрд евро. Правда, в Европе требуют, чтобы власти страны продолжили резко сокращать расходы казны. Так, в марте правительство уже приняло решение уменьшить расходы казны на 2,4 млрд евро за счет заморозки пенсионных выплат, сокращения на треть денежных выплат госслужащим во время праздничных дней. Кроме того, доходы казны планируется увеличить на такую же сумму за счет второго за этот год повышения акцизов на табачные изделия и алкогольную продукцию, а также повышения налога с продаж и налога на добавленную стоимость. Все эти меры, по подсчетам греческих властей, должны сократить дефицит казны на 2% ВВП, чтобы в этом году он составил 12,9% ВВП. Однако,
по прогнозам Eurostat, «дыра» греческого бюджета будет расти и превысит 14% ВВП, несмотря на все усилия властей страны.
Но самая большая проблема в том, что Греция не единственная страна, которой может понадобиться «страховой полис». «Это Италия, Испания, Португалия, в несколько меньшей степени Ирландия, Исландия, Латвия. Самым пугающим претендентом на проблемность в среднесрочной перспективе выступает Великобритания», — говорит начальник аналитического отдела экономического анализа и консалтинга Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
Дальше будет только хуже, опасаются эксперты: масштабные программы поддержки экономики не сворачиваются, а именно это необходимо для сокращения бюджетных расходов.
«Всех спасти, как Грецию, невозможно, фактически мы сейчас стоим на пороге масштабного кризиса суверенного долга», — заключает Сусин.