Росстрахнадзор, ФНС и департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД заинтересовались ситуацией с перестрахованием российских рисков. В 2008 году 24% переданных в перестрахования за рубеж рисков достались Уругваю (9%) и Киргизии (15%), сообщил заместитель руководителя Федеральной службы страхового надзора РФ Олег Пилипец на 14-й конференции по перестрахованию. Для сравнения: в Англию ушло только 22% такой премии, а в ― Германию 18%.
«В Уругвае и Киргизии отсутствуют жесткие требования к лицензированию офшорных перестраховщиков, нет жесткого требования к резервированию капитала перестраховщиков, как это применяется на других развитых рынках», ― объясняет любовь российских страховых компаний к подобной экзотике генеральный директор перестраховочной компании «Профиль Ре» Вадим Клементьев. ―
С большой долей вероятности можно говорить о том, что почти все операции, связанные с перестрахованием в указанных юрисдикциях, являются так называемым схемным перестрахованием».
По сути, речь идет о банальном выводе средств компаний за рубеж. «Классическая схема отмывания средств в этом случае выглядит примерно таким образом: предприятие страхует свое имущество от каких-то несуществующих рисков, того, что с ним никогда не произойдет, ― рассказывает Наталья Комлева, ведущий эксперт направления рейтингов страховых компаний рейтингового агентство «Эксперт РА». ― Затем эти риски перестраховываются за рубежом. Там за счет расходов на ведение дела или как-то иначе полученные в рамках страхования средства обналичиваются. В итоге деньги предприятий выводятся за рубеж и оседают в том числе на зарубежных счетах руководства российских компаний-страхователей».
Впрочем, на российском рынке доля схем в перестраховании постепенно снижается. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2008 году она составляла 55%, тогда как в 2009 ― только 41,1%. При этом
за год с рынка ушли большинство еще недавних лидеров на рынке перестрахования: лицензии отозваны или приостановлены у таких компаний, как Универсальное ПО, «Золотой гарант», Средневолжская ПК, «Искусство страхования», НЭСО, «Микора-Ре», «Итерма».
Но несмотря на общее падение доли псевдостраховых операций, эксперты отмечают рост числа «схем» в некоторых компаниях с высокой деловой репутацией. «Проводя исследование, мы заметили, что
в связи с кризисом несколько увеличивается доля схем у нормальных розничных компаний, которые обычно не специализируются на подобных вещах,
― отмечает Комлева. ― Они увеличили долю схем порой до 10%, чтобы за счет этих операций покрыть убытки, которые им принесла розница». И такие компании (из топ-50) в 2009 году стали активнее передавать риски в перестраховании в офшоры.
Олен Пилипец сообщил, что Росстрахнадзор будет тормозить вызывающие подозрение перестраховочные сделки через суд. «Ваши налоговые обязательства влияют на платежеспособность рынка и его устойчивость», ― объяснил он свои действия страховщикам.
«Доказать, что сделка была совершена в целях уклонения от налогообложения, может только суд,
― поясняет сложность борьбы со «схемами» Вадим Клементьев. ― У нас есть прецеденты, когда суд выносил решения по ряду компаний, но объявлять все компании с большими оборотами схем неправомочно без решения суда».
Больше всего схем, по оценке «Эксперт РА», в страховании сельскохозяйственных рисков (59% премий с него ― это «схемы»), страховании грузов (39%), в прочих видах страхования имущества и ответственности (19%), страховании строительно-монтажных рисков (17%), страховании имущества от огневых и иных рисков (17%).