С начала этого года в комитет по защите прав автомобилистов Санкт-Петербурга обратились за помощью несколько клиентов «Росгосстраха», после того как им судом были возвращены иски к компании. ООО «РГС с Северо-Запад», с которым клиенты заключали договор страхования, прекратило свою деятельность с 1 января 2010 года, а «филиал ООО «Росгосстрах» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области не является правопреемником ООО «РГС — Северо-Запад», а также его филиалом». «На этом основании суд счел, что дело ему не подсудно», — рассказал «Газете.Ru» глава комитета Александр Холодов. Недовольным клиентам «Росгосстраха» суд рекомендовал обращаться по месту прописки головного офиса компании — в суд г. Люберцы Московской области. «Газета.Ru» обратилась за комментариями к судье 164-го участка Санкт-Петербурга Елене Дворяниновой, которая вынесла одно из таких определений, но та заявила, что не общается по этому поводу с прессой.
Причиной случившегося стала проведенная реорганизация компании. В ее ходе «дочки» «Росгосстраха» объединились в единую компанию ООО «Росгосстрах» со 153 филиалами по стране. В результате ООО «Росгосстрах» стало правопреемником всех прав и обязательств бывших обществ группы перед их клиентами и партнерами.
В «Росгосстрахе» не отрицают возникновения «локальных проблем с отказом в принятии к рассмотрению исковых заявлений граждан». Заместитель руководителя правового департамента компании Андрей Шипицын назвал «Газете.Ru» две «возможные причины» для них: «желание того или иного судьи разгрузить себя от рассмотрения части дел» либо «истцами действительно могли быть нарушены условия определения подсудности (т. е. требования никак не связаны с деятельностью филиала)».
Надо сказать, что «Росгосстрах» поспешил исправить ситуацию: после появления первых подобных отказов клиентам компания известила суды о том, что проведенная ею реорганизация ничего принципиально не изменила. Иски к компании в Санкт-Петербурге сейчас принимают. Но от возникновения подобных «локальных» проблем клиенты «Росгосстраха», как и его коллег по отрасли, увы, не застрахованы, говорят эксперты.
Корень проблемы в том, что закон «О защите прав потребителей» с 2008 года не распространяется на страхование. И потому подать в суд на страховщика возможно только по месту прописки компании.
Задаваться вопросом о том, где придется спорить со страховщиком, полезно до заключения договора страхования. По словам юриста Юрия Карягина, если, допустим, какой-нибудь москвич решит застраховаться в страховом обществе «Сургутнефтегаз», которое хотя и работает в Москве, но стоит на налоговом учете в Сургуте, то судиться ему с компанией придется по месту ее нахождения, а никак не в столице. Чтобы узнать, где зарегистрирована данная компания, достаточно попросить предъявить выписку из ЕГРЮЛ — во всяком случае, ее копия пригодится при подаче иске в суд.
Если же страхователь угодил «в ловушку с подсудностью», но сам не желает судиться со страховщиком в другом городе, у него есть два варианта. Либо подать иск против причинителя вреда — допустим, виновника ДТП, а страховщика привлечь в качестве соответчика. Либо нанимать адвоката в том городе, где полагается судиться со страховщиком. Правда, например, московскому адвокату за составление иска придется отдать 5—10 тысяч рублей, за ведение дела — от 30—50 тысяч рублей.
Есть целый ряд и других моментов, которые могут не позволить клиенту разрешить спор в «удобном» для него суде. Согласно гражанско-процессуальному кодексу, иск к юрлицу может быть подан по месту нахождения как филиала, так и головного офиса компании. Но основная коллизия заключается в том, вытекает ли заявленный иск из деятельности филиала или самого юрлица, отмечает юрист Павел Ламбров.
«В этом случае надо запрашивать у компании положение о филиале и смотреть, уполномочен ли руководитель филиала принимать соответствующие решения»,
— говорит эксперт. Другая причина, по которой суд может отклонить претензии клиента компании, предполагает наличие обоюдной договоренности сторон о месте разрешения споров по данному договору. «Стороны в договоре могут установить, что споры по нему будут рассматриваться в определенном суде по территориальности», — говорит исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов.