В течение недели должны быть снижены тарифы на коммунальные услуги в тех регионах, где их рост превысил 25%, заявил вице-премьер Дмитрий Козак в ходе Всероссийского селекторного совещания о регулировании цен и тарифов на ЖКХ. По его словам, необходимы меры, «чтобы привести фактические платежи граждан с установленными предельными индексами».
В некоторых муниципалитетах рост платежей за услуги ЖКХ доходит до 80%. «Ситуация очень дифференцирована не только в региональном, но и в муниципальном разрезе, и
рост платежей сегодня по регионам составляет от 4% до 45%, по отдельным муниципальным образованиям рост и до 80%»,
— сказал министр регионального развития Виктор Басаргин, добавив, что в среднем по России повышение тарифов составило порядка 18% при прогнозах в 15%.
Нарушителями стал 21 регион, сообщил глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков в ходе совещания. Среди них Москва и Московская область, Ингушетия, Тыва, Камчатский край, Липецкая область и Адыгея. Такой аудит стал результатом поручения президента Дмитрия Медведева разобраться с тарифами ЖКХ и выяснить причины их резкого повышения. «Главам субъектов нужно объяснить, что они отвечают головой и должностью за подсчет точной стоимости тарифа. К проверке ценообразования в сфере ЖКХ кроме Федеральной службы по тарифам необходимо подключить Федеральную антимонопольную службу и Генпрокуратуру», — заявил Медведев на прошлой неделе.
Проблема тарифов на услуги ЖКХ «приобрела острый политический характер», согласился Козак. Для ее разрешения власти предлагают перенести ответственность за нее на регионы:
в Госдуму в кратчайшие сроки будет внесена поправка в жилищное законодательство, согласно которой органы местного управления передадут регионам право устанавливать тарифы и нормы потребления услуг ЖКХ.
По словам Жукова, возвращение к тому, чтобы центр вновь устанавливал планку предельного роста тарифов на коммунальные услуги, нецелесообразно. «Решение о передаче этих полномочий субъектам РФ было обоснованным, и руководители субъектов – вполне политически ответственные лица, которые могут принять обоснованное решение», — пояснил Козак, добавив, что политическая ответственность руководителей регионов будет неотвратимой.
Исходя из жилищного законодательства, на муниципальном уровне устанавливаются только тарифы на воду и канализацию, тогда как тариф на газ устанавливается на федеральном уровне, на электричество и тепловую энергию – на региональном, а стоимость жилищных услуг должна определяться договорами, то есть должны быть конкурентные цены. «У нас очень запутанное законодательство, связанное с составлением тарифов, оно сложилось по отраслевому принципу», — говорит руководитель направления городского хозяйства Института экономики города Сергей Сиваев.
Передача регионам права устанавливать коммунальные платежи вызвала неоднозначную реакцию у экспертов. «У нас только прошла муниципальная реформа, и уровень власти муниципалитетов находится на стадии становления, а потому не всегда может быть ответственным. В этом смысле оказалось рановато наделять их правом устанавливать тарифы», — признает директор экономической экспертной группы Александр Андряков. С другой стороны, проблемы решать лучше всего на местах. «Во-первых, по своей природе это задача поселенческого уровня, а не государственного. Во-вторых, у нас законодательно закреплено, что органы местного самоуправления обеспечивают организацию тепло-, водо- и газоснабжения. Обеспечить этот процесс можно, только влияя на него. Если ценовая политика находится где-то наверху, то влиять уже никак нельзя. В-третьих, это приведет к тому, что всякий инвестиционный климат в коммунальном секторе, еще не сложившийся, летит в тартарары, поскольку местный бизнес и муниципальные власти не смогут обговаривать финансовые условия», — возражает Сиваев.
При этом предел роста тарифов в 25% очевидно завышен, признают эксперты.
«Почему на государственно регулируемом рынке тарифы на ЖКХ могут вырасти на все 25%, тогда как рост потребительских цен за прошлый год составил немногим более 8%?
Мне не очень понятны претензии со стороны правительства, поскольку само оно подает пока не лучший пример. У нас, оказывается, регионы не выходят на рамки коэффициентов по тарифам, устанавливаемым ФСТ. Но не оттого ли, что сами эти рамки, задаваемые федеральной властью, неоправданно высоки», — критикует требование центра председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.