«Несмотря на позитивный эффект большинства антикризисных мероприятий, сохраняются серьезные потенциальные угрозы финансовой стабильности как отдельных институтов, так и банковской системы в целом», — признает Центробанк в обзоре финансовой стабильности за 2009 год. Несмотря на то что для поддержания банковской системы в нее было залито более 4,5 трлн рублей, темп прироста совокупных активов банковского сектора за 2009 год составил всего 5,0% (39,2% за 2008 г.). Более 3 трлн рублей из этих денег ― это кредиты Центробанка и 1,5 трлн рублей ― бюджетные антикризисные меры. Совокупный кредитный портфель банков уменьшился на 0,8% (за 2008 год — рост на 39,5%).
«Абсолютные и относительные
финансовые результаты деятельности банковского сектора свидетельствуют о том, что в соответствии с одним из критериев банковского кризиса, применяемых в международной практике, — снижением рентабельности банковских активов до уровня 1% и менее — угроза кризиса в российском банковском секторе сохраняется»,
— говорится в отчете ЦБ. Со второго полугодия прошлого года рентабельность активов российских банков находится ниже 1%. За прошлый год показатель снизился с 1,8% до 0,7%. Основной причиной снижения рентабельности, по мнению ЦБ, является сокращение прибыли, которая в прошлом году упала в 2 раза ― до 205 млрд рублей. Кроме того, почти в 2 раза выросло число убыточных кредитных организаций.
«Прошлогодние показатели обусловлены низким объемом кредитования как физических, так и юридических лиц», ― комментирует аналитик ГК «Алор» Анна Люканова. Основной причиной чего стали высокие ставки ― последствия кризиса доверия банковской системы. Кроме этого на снижение показателей повлияло значительное направление средств на резервы под «плохие кредиты». Просроченная кредитная задолженность за январь 2010 года увеличилась на 0,8%, или на 8,2 млрд руб., и составила 1022,9 млрд рублей. И скорого решения проблем здесь ожидать не стоит. «Пока не преодолена стагнация в кредитовании, так как кредитные риски все еще высоки, а спрос заемщиков из реального сектора при все еще высоких кредитных ставках и резко снизившейся инфляции минимален. Это сокращает доходную базу банков», ― предупреждает заместитель руководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая.
«Реальный объем проблемных кредитов с учетом реструктурированных оценивается сейчас приблизительно в три раза выше официального уровня, публикуемого Банком России (5%), и составляет 30―40%»,
― говорит главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. Это означает, что в случае дальнейшего роста «просрочки» в ближайшие месяцы российская банковская система может столкнуться с проблемой достаточности капитала. «Если проблемные кредиты станут дефолтными «прямо сейчас», потребуются дополнительные вливания в капитал банков со стороны государства в размере порядка 1―2 трлн рублей», ― говорит Осин.
Реализация неблагоприятного сценария банковского кризиса сейчас «отодвинута» мерами господдержки. В соответствии с планами ЦБ банковский кризис просто растягивается по времени, скажем, на несколько лет», ― говорит Осин. Данная тенденция может сопровождаться периодами достаточно резкого ухудшения ситуации, которое потребуют от регуляторов новых мер стимулирования. По мнению Осина, одной из подобных мер поддержки, не исключено, и станет структура, подобная «банку плохих активов».
Сейчас же больше всего ведомство Сергея Игнатьева обеспокоено сокращением прибыльности банков, сжатием кредитного рынка, нехваткой долгосрочной ресурсной базы, кредитными и валютными рисками, а также недокапитализированностью отдельных банков в связи с повышением требований по размеру капитала.
Эти проблемы в основном характерны для частных банков. «На сегодняшний день лучше всего себя ощущают рекапитализированные банки, подпертые ресурсами государства. А в уязвимом положении крупные частные многофилиальные банки», ― говорит генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. Сейчас же для уменьшения затрат государство нацелено на постепенную консолидацию сектора. «Мелкие банки будут уходить с рынка, их место займут крупные федеральные, прежде всего квазигосударственные структуры, увеличивая рынок сбыта услуг, прибыль и сокращая тем самым потенциальные издержки государства в случае новой реструктуризации банковских балансов с помощью централизованных «инъекций» капитала», ― считает Осин.
Тем не менее во втором полугодии 2009 года появились и тенденции выздоровления банковской системы. «Предпосылки для этого уже есть: и в прошлом, и в текущем году ЦБ существенно снизил ставку рефинансирования, (до 8,5%), что должно мотивировать банки к снижению кредитных ставок», ― говорит Люканова. Основные кредитные риски, накопленные во время кредитного бума, реализовались в конце 2008 года — первой половине 2009 года, и в будущем при отсутствии резких шоков в динамике макроэкономических показателей можно ожидать постепенного улучшения экономического положения основных заемщиков из реального сектора экономики, говорят в ЦБ. «Удельный вес банков, находящихся в хорошем экономическом положении (первая и вторая квалификационные группы), в общем количестве действующих банков с начала года вырос на 1,5 процентного пункта и на 1 октября 2009 года составил 88,1%», ― говорится в отчете. В 2010 году, если не произойдет ничего катастрофического, отчисления в резервы ожидаются существенно ниже, чем в прошлом году, и уже это должно привести к более высоким финансовым результатам. Улучшаются и показатели достаточности капитала, что усиливает защиту банков от возможных неблагоприятных изменений, резюмирует Беленькая.