Чистый убыток крупнейшего швейцарского банка UBS за 2009 год снизился в 7,8 раза по сравнению с 2008 годом, говорится в опубликованном во вторник финансовом отчете банка. А за четвертый квартал 2009 года банк даже получил чистую прибыль. Это произошло впервые с 2006 года. Прибыль составила 1,205 млрд швейцарских франков (823 млн евро) против убытка в 11,239 млрд франков (7,675 млрд евро) за аналогичный период годом ранее.
Явные успехи банка, тем не менее, не произвели должного впечатления.
Рынок больше заинтересовался новостями об оттоке капитала из инвестпроектов UBS.
Как следует из отчета банка, за минувший квартал клиенты вывели из UBS 56 млн франков (38,24 млн евро) против 37 млн франков (25,27 млн евро) в III квартале прошлого года. В итоге после обнародования квартальной отчетности акции банка подешевели на 2%.
За доверие клиентов, признает руководство UBS, еще предстоит побороться. «Меры, которые мы принимаем по сдерживанию оттока клиентских активов, будут эффективными, но в ближайшем будущем мы все еще ожидаем оттока», ― считает исполнительный директор банка Освальд Грубель.
Едва ли не главной причиной бегства капиталов из швейцарского банка, как предполагают западные эксперты, является девальвация ключевого понятия банковского бизнеса ― банковской тайны. Этот незыблемый швейцарский бастион пал в прошлом году под давлением налогового управления США.
Властями Швейцарии было принято беспрецедентное решение о передаче информации о 4,45 тысячи счетов UBS американским надзорным органам. Имена еще 500 клиентов, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов, банк согласился передать позднее. Хотя вначале Вашингтон запрашивал информацию о 52 тысячах «подозрительных» клиентах UBS. Передача информации началась после того, как банк признался, что помогал своим американским клиентам укрываться от налогов. UBS был вынужден заплатить за это штраф в размере $780 млн. Уголовного преследования банкирам избежать удалось, но репутации банка и всей банковской системы Швейцарии был нанесен непоправимый ущерб.
«Мы продолжаем практику регулярных встреч с представителями налоговой службы США, с которыми мы активно сотрудничаем по делу о налоговых махинациях»,
― смиренно признается Грубель.
Вслед за США правительства нескольких европейских стран также предприняли атаку на швейцарские твердыни. Итальянские налоговики провели проверки в отделениях швейцарских банков в Италии ― искали счета сограждан, уклоняющихся от уплаты налогов. Позднее Великобритания и Франция начали переговоры с швейцарскими властями о раскрытии информации о подозрительных вкладчиках. Напуганные таким поворотом событий, многие банки Швейцарии и сами начали отказывать клиентам в открытии счетов при малейшем подозрении в неуплате налогов. А власти Швейцарии в итоге подправили законодательство и разрешили нарушать банковскую тайну по запросу налоговых органов.
Порядка 80% европейских денег, хранящихся на счетах в Швейцарии, незадекларированные, а порядка 25% состоятельных клиентов, пользующихся услугой private-banking, уклоняются от уплаты немилосердных европейских налогов,
подсчитал с помощью консалтинговой компании KPMG The Wall Street Journal.
В дальнейшем активность властней по поиску недобросовестных налогоплательщиков и, соответственно, либерализация подходов к банковской тайне будет только усиливаться, полагают эксперты. И связано это в первую очередь с огромным дефицитом госбюджета как в России, так и в США, и в странах Евросоюза. «Действительно, у властей есть беспокойство по поводу собираемости налогов, а также у отдельных стран есть желание репатриировать средства, хранящиеся за рубежом, с помощью смягчения банковской тайны», ― полагает партнер, UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.
Впрочем, дело не только в пополнении казны. «Швейцарская банковская система ― пережиток прошлого, ― уверена аналитик ING-банка Татьяна Орлова. ―
Когда большинство банков на Западе играют честно, по крайней мере, вынуждены играть честно, а один мухлюет, то такому игроку надо дать картами по носу, что и делает налоговое управление США, отстаивающее для своих банков равные конкурентные условия на рынке».
После капитуляции Швейцарии последним оплотом банковской тайны в Европе остается Лихтенштейн. «Это подтверждает тот факт, что суд Лихтенштейна недавно обязал банк LGT компенсировать сумму налогов и штрафов, выплаченных немецким гражданином в результате утечки информации о его счете из данного банка», ― говорит Кленов.
Но в российских условиях либерализовывать банковскую тайну нельзя, полагает руководитель проекта БСС «Система главбух» Елена Рахимова. «Есть закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», он позволяет многое, в том числе и направлять в Росфинмониторинг сведения о подозрительных банковских операциях. Но если доступ к банковским проводкам получит, например, ФНС, то возникнет еще один канал утечки конфиденциальных данных. По судьбе других отчетов из налоговых органов хорошо известно, что их «почти легально» можно купить в России», ― говорит Рахимова.