Экономический блок правительства собирается внести в Налоговый кодекс определение конечного выгодоприобретателя, чтобы ограничить применение оффшорных схем в рамках соглашений о двойном налогообложении. Если конечный выгодоприобретатель не является резидентом той страны, с которой Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения, то договор на него распространяться не должен, считают в правительстве. Замглавы Министерства экономического развития Станислав Воскресенский пояснил, что это в частности касается таких ситуаций, когда «за кипрской компанией стоит российский гражданин». Такой гражданин или организация дожны платить налоги с доходов, полученных в офшоре, в соответствии с российским налоговым кодексом. По словам Воскресенского, Россия является уникальным государством, которое применяет договор об исключении двойного налогообложения в таких случаях, тогда как «в мире это давно не так». «Всегда смотрят на конечного выгодоприобретателя, поэтому многие откровенные офшорные схемы давно не применяются, в то время как в России их по-прежнему применяют», — сказал Вознесенский.
«Имеется в виду ситуация, когда, к примеру, российский гражданин регистрирует в иностранном государстве некую компанию, с которой потом заключают сделки другие российские копании. При хитро составленных расчетах вся прибыль оказывается в иностранной компании, а по законам той страны прибыли либо не облагаются вообще, либо облагаются по мизерным ставкам (в РФ ставка налога на прибыль около 20%, т.е. 1/5 от всего дохода). При этом владелец этой компании – россиянин, может не платить налоги с доходов и НДС», — говорит ведущий юрист консалтинговой группы «Налоговик» Николай Дубровин.
В России принято правило приоритета международных договоров над национальным правом, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому несмотря на то, что в конечном итоге доход получает гражданин РФ, по таким законам он ничего не платит государству.
Всего соглашений об избежании двойного налогообложения у России 75. Среди них такие известные зоны, как Кипр, ОАЭ, некоторые административные районы Китая, княжество Лихтенштейн. Есть и весьма экзотические страны: Республика Вануату, Республика Науру, Антигуа и Барбуда, Бруней. В этих странах компании пользуются льготными налоговыми режимами.
«Из-за применения офшорных схем Россия недополучает доходов в казну:
по приблизительным оценкам размер недополученных налогов может достигать $100 млрд ежегодно»,
— говорит управляющий партнер Amond & Smith Ltd Михаил Зимянин.
Государство решило определить понятия бенефициара для того, чтобы были ясны критерии, по которым иностранные компании имеют право на получение налоговых льгот по международным налоговым соглашениям, говорит эксперт. Если в России будет введено понятие конечного выгодоприобретателя, то при «при наличии доказательств российские налоговые органы смогут игнорировать присутствие этой компании в иностранном государстве и выдвигать требования напрямую владельцу компании», говорит партнер международно-правовой практики юридической компании «Центр ЮСБ» Александр Захаров. Введение такого понятия, по идее, должно подтолкнуть российских налогоплательщиков к отказу от жесткого и агрессивного международного уклонения от уплаты налогов, что уже невозможно почти во всем мире, и переходу к более цивилизованным формам международного налогового планирования, добавляет эксперт.
Однако одного только внесения поправок в российское законодательство будет недостаточно. «Ограничение применения соглашения об избежании двойного налогообложения должно быть предусмотрено поправками в соответствующие международные договоры, поскольку они превалируют над нормами внутреннего законодательства (в т. ч. над Налоговым кодексом) »,
— говорит директор Налоговой группы BDO в России Сергей Герасимов. Первый такой шаг уже был сделан внесением изменений в договор об избежании двойного налогообложения с Кипром. Данный документ сделал более прозрачными правила игры и устранил возможности злоупотреблений положением кипрских резидентов, однако он явился компромиссом, а не ультиматумом, добавляет партнер UFG Wealth Managment Дмитрий Кленов.
Впрочем, эксперты сомневаются, что поправки вообще будут приняты. «В России слишком многие заинтересованы в отсутствии таких механизмов, — говорит Захаров. — Известным фактом является то, что многие госкорпорации и общества, акции и доли которых принадлежат государству, широко пользуются структурами в состав которых входят различные компании из низконалоговых юрисдикций (большинство с Кипра, Британских Виргинских Островов, Джерси, Нидерландов, Люксембурга».