«Я хочу сказать, что сейчас «пузырь» еще сдувается, еще происходит рассасывание проблем, накопившихся до кризиса», — заявил в среду вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин. По его словам,
«один-два года будем иметь преодоление последствий кризиса». Причем в разных отраслях «рассасывание проблем» будет проходить по-разному. Строительный сектор, равно как и торговля, могут не подняться до докризисного уровня,
пояснил глава Минфина. Похожие сложности и с кредитованием, неясно, сможет ли оно вернуться на докризисный уровень, показавший рост на 50% в 2007 году. Кудрин подчеркнул, что все эти проблемы, а также вопрос с безработицей будут еще «медленно и болезненно расшиваться».
В характере главы Минфина давать именно пессимистические прогнозы. В апреле этого года глава ведомства предрек, что кризис в России закончится через 50 лет. Выступая на расширенной коллегии Минфина, Кудрин заявил, что наиболее благоприятная экономическая конъюнктура в России сложилась в 2000–2004 годах, а не в 2006-м – первой половине 2008-го, как считают в правительства, когда цены на нефть и газ были на самом высоком уровне за последнее столетие. «В ближайшие 10–20–50 лет мы не будем иметь таких благоприятных условий, которые были в этот период», — сказал тогда Кудрин.
Однако спустя два дня премьер-министр Владимир Путин подверг сомнению мнение Кудрина: «Алексей Леонидович находится в состоянии некоторого стресса. Потому что на него давление большое. Он старается защититься. Не думаю, что мы будем испытывать проблему так долго».
В своем выступлении министр финансов дал неутешительный прогноз и по стоимости нефти.
«В течение двух лет (нефть), вероятно, опустится до $60», — предсказывает Кудрин. Но при такой цене российская казна не понесет потерь, поскольку среднегодовая цена барреля нефти, заложенная в бюджете на 2010–2012 годы, составляет $58–60.
По словам Кудрина, стоимость нефти может вырасти в краткосрочной перспективе. Но по мере сворачивания антикризисных мер со стороны правительств и центробанков ожидается, что лишних денег на рынке не будет и цена барреля снизится.
Это означает, что прогнозы Кудрина могут оказаться вполне оптимистичными, отмечают эксперты. «Цены на энергоносители и эффективность экономической политики отнюдь не в нашу пользу, вряд ли можно прогнозировать рост экономики через год-два», — уверен директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. По его словам, те средства, которые могли быть направлены в экономику в условиях кризиса, идут на повышение пенсий, это чистой воды популизм, возмущается Николаев.
Кроме того, несмотря на то что «вторая волна» кризиса, ожидавшаяся этой осенью, миновала, проблемы в банковской системе никуда не исчезли. «В балансовой отчетности банков не учтены реально плохие кредиты, которые будут выплывать еще в течение нескольких лет», — говорит руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Рахимова.
«Необходима качественная трансформация экономики, чтобы снизить зависимость от внешних шоков, чтобы в будущем кризис не оборачивался такими потерями, в частности на рынке труда», — разделяет пессимизм министра финансов главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Пока же лишь слышны общие заявления о модернизации экономики, есть очертания стратегии, но нет программы, в которой были бы прописаны конкретные меры и сроки их реализации, уточняет эксперт.