Китайская экономика станет крупнейшей в 2027 году, считает главный экономист Goldman Sachs Джим О'Нил. Таким образом, экономика КНР обойдет американскую на 14 лет раньше, чем прежде ожидали эксперты компании. «Когда мы в 2003 году впервые выдвинули предположение, что Китай может бросить вызов США и стать крупнейшей экономикой к 2041 году, многие думали, что это несбыточная мечта или видение курильщика опиума, для осуществления которого практически нет шансов. На самом деле это возможно намного раньше, и действительно, мы думаем, что это случится в ближайшие 20 лет, а если быть точным, то в 2027 году», — написал О'Нил в колонке для британской газеты Evening Standard.
С 2001-го по 2008 год ВВП Китая увеличился более чем в три раза — с $1,3 трлн до $4,3 трлн. Это позволило стране в 2007 году сместить с третьего места мирового рейтинга Германию.
«Подъем экономики Китая в столь короткий промежуток времени эквивалентен созданию почти двух новых британских экономик за те же семь лет»,
— пишет О'Нил. Но это не предел. Goldman Sachs подсчитал, что ВВП Китая достигнет $5,4 трлн уже к 2010 году, увеличившись на $1,1 трлн по сравнению с уровнем конца 2008 года. А в следующем году китайская экономика обгонит японскую, которая находится на втором месте. При этом Goldman Sachs еще достаточно сдержан в своих прогнозах. Так, в прошлом году в исследовании PricewaterhouseCoopers отмечалось, что китайский ВВП обгонит американский к 2025 году, а к 2050-му китайская экономика будет на 29% больше американской.
Даже сейчас, несмотря на кризис, экономика Китая продолжает расти, тогда как экономика США и Японии находится в рецессии. Так, по итогам 2009 года, согласно прогнозам Всемирного банка, ВВП Китая вырастет на 8,4%, а ВВП США упадет на 3%, ВВП Японии сократится на 6,8%, ВВП еврозоны – на 4,5%. «Основной рывок Китая произойдет в первую очередь за счет роста внутреннего потребления, на фоне падения доллара и повышения вследствие этого роли юаня. А
с выходом китайской валюты в мировые резервные можно будет считать китайскую экономическую гонку законченной, и далее только останется констатировать растущее отставание старой сверхдержавы от нового лидера»,
— считает руководитель департамента доверительного управления Столичной финансовой корпорации Кирилл Алексеев.
«Если оценить объем китайского и американского ВВП на конец 2009 года по паритету покупательской способности и предположить, что начиная с 2010 года темпы роста экономики Китая и США составят 8% и 2% соответственно, то несложные вычисления говорят о том, что Китай обойдет Штаты уже в 2018 году», — добавляет заместитель начальника аналитического департамента ИК «Арбат Капитал» Алексей Павлов.
Впрочем, любые оценки и прогнозы на 20–30 лет вперед спорны. Все дело в том, что Goldman Sachs строит расчеты, исходя из того, что темпы роста американской экономики в ближайшие годы будут ниже потенциальных, а Китай продолжит расти темпами, близкими к нынешним. «С этим прогнозом можно было бы согласиться, но при условии, что ситуация продолжит развиваться так же, как она развивается сейчас. Но не факт, что так будет», — говорит начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин.
«К долгосрочным прогнозам на 20–30 лет вперед надо относиться со здоровым чувством юмора. Это, конечно, хорошее интеллектуальное занятие, но пустое. Всерьез воспринимать такие экономические игрушки не стоит», — соглашается гендиректор экономико-правовой школы ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Сергей Пятенко. Достаточно вспомнить, как менялась карта мира в течение двадцатого века, когда в промежутки в 20–30 лет происходили мировые войны, исчезали империи.
«Кто мог в 1950 году предположить японское чудо? А кто в разгар японского чуда мог предположить, что в 1990-е страна войдет в стагнацию, в которой так и пребывает?»
— приводит пример Пятенко. «Мировая экономика в ближайшее десятилетие будет очень сильно видоизменяться, старые механизмы взаимосвязи будут ломаться, в результате этого Китай вполне может догнать США и раньше 2027 года, но при определенных обстоятельствах может столкнуться с длительным кризисом перепроизводства и перекредитования и в результате не догнать США и до 2050 года», — заключает Сусин.