$75–80 за 1 баррель являются «удовлетворительной ценой для нефти», заявил президент ОПЕК и министр нефти Анголы Жозе Ботельо де Васконселос на международной конференции в Абу-Даби. По его словам, именно такая цена «хороша для восстановления мировой экономики».
Глава ОПЕК отказался сообщить, намерена ли организация увеличить размеры добычи нефти на предстоящей в конце декабря сессии. «Это все обсуждается», — сказал он и добавил, что сейчас на сырьевых рынках много неопределенности «относительно будущего роста мировой экономики, политики потребления и технологий».
Сейчас декабрьские фьючерсы на нефть марки WTI в системе электронных торгов на NYMEX торгуются на уровне $77,24 за баррель.
Еще в январе нефть торговалась по $44-45 за баррель, а уже в начале октября цена достигла $70 и за месяц увеличилась еще на 10%. Углеводороды дорожают из-за того, что инвесторы ожидают увеличения спроса на сырье по мере восстановления мировой экономики.
Так, ВВП Китая в третьем квартале вырос на 8,9% в годовом выражении, ВВП США – на 3,5%, ВВП еврозоны увеличился на 0,4% относительно второго квартала.
Свою роль в связи с ростом нефтяных котировок играет и падение доллара, поскольку инвесторы предпочитают вкладываться в сырьевые активы, чтобы снизить инфляционные риски. «Даже при том, что курс доллара находится у минимума за 15 месяцев, все еще возможно его дальнейшее снижение и подорожание нефти. Пока дела в Азии обстоят хорошо, а ситуация в Европе и США не слишком ужасна, будут продолжаться торги на риске, поднимая цены на нефть и роняя на доллар», — цитирует Bloomberg представителя трейдера Hudson Capital Energy Джонатана Корнафела. Сейчас пара евро/доллар торгуется у отметки $1,4976 за 1 евро.
Но резкий подъем нефтяных котировок будет тормозить восстановление мировой экономики, в один голос говорят эксперты.
«Рост цен на нефть не отражает соотношение спроса и предложения, высокий уровень запасов или производственных мощностей»,
— приводит Bloomberg слова председателя совета директоров Кембриджской ассоциации исследований в области энергетики (IHS CERA) Дэниела Йергина. Опасным пределом, по его мнению, является $100 за баррель. «Резкий рост цен на нефть неизбежно вызовет очень серьезную волну сырьевой инфляции», — соглашается ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Александр Апокин. Высокие цены на углеводороды могут замедлить и рост экономики Китая, который является значимым импортером нефти, а ведь сейчас эта страна выполняет роль «основного локомотива роста глобальной экономики», отмечает Апокин.
Для России рост цен на нефть, напротив, означает рост экономики. В 2010 году ВВП страны может прибавить более чем на 3%, если нефть будет стоить $68–70 за баррель, заявил на днях замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. В ЦМАКП подсчитали, что трехпроцентный рост экономики в следующем году возможен при $80 за баррель. «Нам нужно, чтобы нефть была не меньше $75, тогда проекты по добыче будут развиваться», — называл ранее еще один существенный аргумент вице-премьер Игорь Сечин.
Высокие цены на углеводороды помогут сократить и дыру в бюджете, поскольку дополнительные доходы, как обещал глава Минфина Алексей Кудрин, будут направлены на уменьшение дефицита. Так, в ведомстве подсчитали, что только повышение среднегодовой цены нефти с $54 до $57 за баррель позволит снизить размеры бюджетного дефицита до 6,8% ВВП с 7,5% в 2010 году. «А
при цене нефти в $75–85 в следующем году дефицит бюджета может сократиться до 2-3% от ВВП»,
— подсчитала экономист ЦМАКП Елена Пенухина. «При такой цене России не потребуется даже выходить на внешние рынки капитала», — добавляет главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.
И, похоже, нефть оправдает эти надежды. «Большинство прогнозов сходятся на том, что нефть в 2010 году будет варьироваться в диапазоне 75–85 долларов за баррель. Мы поддерживаем эти прогнозы», — заявил в понедельник заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев в Сингапуре.
Однако более быстрый рост цен на нефть и приближение их к докризисному уровню также не на пользу российской экономике, признают эксперты. И дело не только в том, что торможение послекризисного восстановления в мире выльется в падение спроса на нефть. Дорогая нефть может «законсервировать» «сырьевую» модель российской экономики. «В условиях подавленного внутреннего совокупного спроса, как потребительского, так и инвестиционного, укрепление рубля, как следствие высоких цен на нефть, ведет к росту импорта и ухудшению положения российских компаний. Поэтому структура экономики будет все более «сырьевой», отрасли высоких переделов будут стагнировать, если не хуже», — заключает директор центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елена Матросова.