«Фукционирование президента РФ в первом полугодии 2008 года стоило 2,97 млрд руб., в первом полугодии 2009 года – 3,65 млрд руб. Рост составил 22,9%», — говорится в обнародованном во вторник аналитическом докладе ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов), посвященном теме «Сколько стоят чиновники? Расходы регионов в кризис».
Обеспечение работы правительства за январь — июнь 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года также подорожало – на 37,9% — и составило 1,37 млрд руб. Расходы на законодательную власть тоже увеличились, но гораздо скромнее – на 2,3% (3 млрд руб.). Примерно одинаковый рост расходов произошел на содержание судебной системы (17,8%, 41,67 млрд руб.), а также финансовых, налоговых и таможенные органов вместе взятых (15,7%, 81,79 млрд руб.).
«Наши подсчеты свидетельствуют, что фактические расходы на функционирование правительства за указанный период не снизились на 30%, как заявляли правительственные чиновники, а, наоборот, увеличились»,
— резюмирует автор доклада, руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев . Напомним, 21 августа вице-премьер Сергей Иванов в ходе совещания по вопросам формирования межбюджетных отношений в Нижнем Новгороде заявил, что на уровне федерации расходы на содержание госаппарата в этом году были уменьшены на треть.
Не отстают от федеральных чиновников и региональные.
По данным ФБК, расходы на госуправление в регионах в расчете на одного жителя страны выросли с 684 рублей в январе — июне 2008 года до 711 рублей в январе — июне 2009 года. Лишь 28 регионов снизили затраты на госуправление.
Справка
По данным ФБК, суммарные расходы на госуправление региональных бюджетов составили в январе-июне 2009 года 100,9 млрд. рублей, что превысило аналогичный показатель 2008 года на 3,8%. Выросли и расходы на госуправление в расчете на одного жителя страны – с 684 рублей в
январе-июне 2008 года до 711 рублей в январе-июне 2009 года. В тоже время доля суммарных расходов на госуправление в общих расходах бюджетов в 2009 года составила 3,7%, что несколько меньше аналогичного показателя 2008 года (3,8%).
Регионы Российской Федерации значительно различаются по показателям, характеризующим обременительность расходов на госуправление и их динамику в кризис.
Наименьшие абсолютные расходы на госуправление в январе-июне 2009 года были в Калужской области – 240,5 млн. рублей. Эта же область имела и рекордно низкий показатель по расходам на госуправление в расчете на одного жителя региона – 240 рублей на человека. Наибольшие абсолютные расходы на госуправление были у Московской области – 6,9 млрд. рублей. В расчете на одного жителя региона максимальные расходы на чиновников в Ненецком АО – 11 174 рубля, что больше аналогичного показателя по Калужской области в 47 раз.
Наименьшая доля расходов на госуправление в общих расходах регионального бюджета была в январе-июне 2009 года в г. Москве – 0,8%. Наибольший аналогичный показатель – в Ненецком АО – 10,3%.
Среди регионов России наибольший рост расходов на госуправление в I полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года показали: Республика Саха (Якутия) – на 34,4%, Ненецкий АО – 34,1%, Новгородская область – 33,9%. Регионы – лидеры по снижению расходов на чиновников: Республика Башкортостан – на 19,7%, Республика Бурятия – 16,9%, Республика Татарстан – 15,0%.
Анализ расходов на госуправление в разрезе федеральных округов также дает весьма пеструю картину. Абсолютные расходы на госуправление больше всего выросли в Северо- Западном федеральном округе – на 11,4% и Южном федеральном округе – на 10,3%. В то же время в Уральском федеральном округе они снизились в январе-июне 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 4,0%, а в Приволжском – на 2,0%.
Сравнение динамики региональных расходов на госуправление с аналогичными расходами на федеральном уровне оказывается не в пользу последнего. Общий прирост расходов на госуправление на федеральном уровне в январе-июне 2009 года составил 16,4%, в то время как на уровне регионов аналогичный соответствующий показатель составил 3,8%. Особенно заметно на федеральном уровне выросли расходы на функционирование правительства РФ – на 37,9%.
Динамика растущих расходов на госуправление в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождающегося резким уменьшением доходов бюджетов, их растущей дефицитностью, не может быть признана оправданной, считает ФБК.
Наибольший рост расходов на госуправление в I полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года показали республика Саха (Якутия) – на 34,4%, Ненецкий АО – на 34,1%, Новгородская область – на 33,9%. Регионы – лидеры по снижению расходов на чиновников: Башкирия – на 19,7%, Бурятия – на 16,9%, Татария – на 15%.
Министр экономики Татарии Марат Сафиуллин , приглашенный на презентацию доклада ФБК, признает, что стоимость принятия управленческих решений во многих министерствах республики не оптимальна. При этом вырос удельный вес зарплат в общих расходах на госуправление. Но урезать зарплату госаппарату никак нельзя, считает министр. «Из-за кризиса количество индикативных показателей, по которым регионы отчитываются перед центром, выросло до 600, превратившись в настоящий бумажный вал! Растет и бумажный, и электронный бумагооборот,» — говорит министр. По его мнению, целесообразно было бы оставить лишь три десятка показателей.
В Сингапуре, по словам министра, их и вовсе три – произведенная добавленная стоимость, количество новых рабочих мест и объем привлеченных инвестиций.
«А в России мы не с кризисом боремся, а бумагооборот наращиваем», — негодовал министр. По его словам, лишь 7–11% времени чиновники тратят на принятие управленческих решений. И до 80% уходит на «бюрократический футбол» — циркуляцию бумаг между ведомствами.
Наименьшие расходы на госуправление в первом полугодии были в Калужской области – 240,5 млн руб., наибольшие в Московской области – 6,9 млрд руб. Впрочем, более корректно будет сравнение Калужской и, например, Курской областей: в обоих регионах численность населения составляет немногим более 1 млн человек. Но и в этом случае затраты на власть в Курской области почти в 4 раза (881,3 млн руб.) больше, чем в Калужской.
В целом прирост расходов на госуправление за январь — июнь 2009 года на региональном уровне составил 3,8%, на федеральном уровне — 16,4%. Таким образом, федеральный центр по итогам первого полугодия выглядит гораздо менее скромным, чем регионы.
Справка
Расходы на госуправление в регионах
Центральный федеральный округ
Суммарные затраты региональных бюджетов на власть в Центральном федеральном округе в январе-июне 2009 года составили 24,4 млрд. рублей, что равняется 2,6% от общей расходной части всех региональных бюджетов округа. Аналогичные показатели за январь-июнь 2008 года
составляли 23,0 млрд. рублей и 2,7% соответственно. Таким образом, абсолютный показатель по расходам вырос на 1,4 млрд. рублей при снижении относительного на 0,1 процентный пункт.
Меньше всего затраты на власть в абсолютном выражении были в Калужской области – всего лишь 240,5 млн. рублей. Наибольшие затраты, как и можно было предположить, в Московской области – 6922,0 млн. рублей. Для более корректного сравнения можно сравнить Калужскую
область с Курской (там тоже численность населения немногим более 1 млн. человек). Конечно, и эти области различаются. Однако в Курской области затраты на власть в январе-июне 2009 года составили 881,3 млн. рублей, что больше показателя Калужской области почти в 4 (!) раза.
Неудивительно, что если сравнивать Калужскую и Курскую области по доле затрат на власть в расходной части бюджета (1,7% и 6,7% соответственно), то и здесь разница получается почти такая же. Курская область с показателем в 6,7% является лидером в ЦФО.
Если оценить, сколько составляют бюджетные расходы на власть в расчете на одного человека данного региона, то и здесь самый скромный показатель будет у Калужской области – 240 рублей на человека. Для сравнения: лидирует по данному показателю в ЦФО Московская область – 1031 рубль на человека. Расхождение – более чем 4-х кратное.
Особый интерес представляет динамика анализируемых данных: сравнение названных выше показателей за январь-июнь 2009 года с соответствующими показателями 2008 года. В целом по Центральному федеральному округу суммарные расходы на госуправление выросли на 5,8%. В условиях обвального падения экономики это достаточно большое увеличение расходов. Некоторые регионы даже сократили свои расходы на власть в абсолютном выражении. И опять приходится в качестве примера называть Калужскую область, где сокращение расходов составило 3,3%. В Ярославской области сокращение составило 13,8%.
Но есть и те регионы, в которых, складывается такое впечатление, что кризисом просто воспользовались для наращивания расходов на госуправление. Так, в Тульской области расходы на власть за январь-июнь 2009 года выросли по сравнению с соответствующим периодом 2008
Аналитический доклад «Сколько стоит региональная власть в кризис» 7 из 20 года на 21,6%. В Тверской области прирост расходов на власть и вовсе составил 23,5%. Неудивительно, что при таком росте расходов в этих регионах увеличилась и доля соответствующих затрат в общих расходах бюджета (в Тульской с 5,7% до 6,1%, в Тверской – с 6,3% до 6,4%).
Таким образом, картина по регионам получается весьма контрастная: от ощутимого снижения расходов до значительного их роста. Северо-Западный федеральный округ Общие затраты региональных бюджетов на власть в Северо-Западном федеральном округе в январе-июне 2009 года составили 10,6 млрд. рублей, что равняется 3,5% от суммарной расходной части всех региональных бюджетов округа. Аналогичные показатели за январь-июнь 2008 года составляли 9,5 млрд. рублей и 3,3% соответственно. Таким образом, вырос как абсолютный
показатель по расходам – на 1,1 млрд. рублей, так и относительный – на 0,2 процентных пункта. Лидером по расходам в абсолютном выражении является Ленинградская область – 1967,8 млн. рублей, превышая показатель Санкт-Петербурга (1244,3 млн. рублей), занявшего второе место,
более чем в 1,5 раза.
Если же сравнивать не абсолютные, а относительные показатели, то оказывается, что расходы на власть в Ленинградской области гораздо более существенным образом обременяют суммарные расходы бюджета. Так, если в Санкт-Петербурге они составляют всего 0,9%, что является минимальным показателем по С-ЗФО, то в Ленинградской области доля расходов на госуправление в суммарном бюджете составляет 7,3%, что является вторым по величине показателем, уступая место лишь Ненецкому АО (10,3%). Да и в расчете на 1 человека расходы в Ленинградской области не столь уж малы – 1206 рублей. Для сравнения в Санкт-Петербурге расходы на власть составляют всего лишь 272 рубля. Бросается в глаза показатель по Ненецкому АО, где расходы на госуправление на 1 человека составляют 11 174 рублей. Однако в данном случае это в значительной мере объясняется тем, что население округа составляет всего лишь чуть более 42 тысяч человек.
По сравнению с 2008 годом абсолютный показатель расходов на власть в С-ЗФО вырос на 11,4%. На 11,7% вырос показатель расходов на власть в расчете на 1 человека. Менее существенно с 3,3% до 3,5% увеличились расходы на власть в общих суммарных расходах бюджета, однако в условиях кризисного времени и такое увеличение не является логичным и обоснованным. Лидером по увеличению расходов на власть является Ненецкий АО – на 34,1% увеличились расходы в абсолютном выражении. Еще одним таким антилидером является Новгородская
область, где данный показатель составил 33,9%. Среди регионов, которые учли непростой кризисный период, следует отметить Вологодскую область, где наблюдается хоть и небольшое, но все-таки снижение затрат на содержание чиновников (на 3,8% в январе-июне 2009 года по
сравнению с январем-июнем 2008 года). Кроме того, это единственный регион в С-ЗФО, где вообще произошло снижение затрат на власть в абсолютном выражении и в расчете на 1 человека.
Южный федеральный округ
Суммарные затраты региональных бюджетов на госуправление в Южном федеральном округе в январе-июне 2009 года составили 13,9 млрд. рублей, что равняется 4,8% от общей расходной части всех региональных бюджетов округа. Аналогичные показатели за январь-июнь 2008 года
составляли 12,6 млрд. рублей и 5,3% соответственно. Таким образом, абсолютный показатель по расходам вырос, почти также как и в других федеральных округах, на 1,3 млрд. рублей (10,3% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года), а относительный - снизился на 0,5
процентных пункта.
Лидером по абсолютным расходам на госуправление с большим отрывом является Краснодарский край – 3074,2 млн. рублей. Ближайший соперник – Ростовская область – отстал от него в 1,5 раза, выделив на чиновников 2095,7 млн. рублей. Самые же скромные расходы на власть в Республике Ингушетия – всего 230,2 млн. рублей. Однако если рассматривать расходы всех этих регионов в суммарных расходах соответствующих бюджетов, то различия между регионами явно сглаживаются. Так, доля расходов на чиновников в Краснодарском крае – 4,8%, а в Ростовской области и Республики Ингушетия – 4,2% и 4,1% соответственно. Это довольно-таки средние результат по ЮФО. Минимальный результат в данной номинации принадлежит Астраханской области – всего 2,5%, а максимальный Чеченской республике – 7,0%.
Чиновники Астраханской области также меньше всего бьют по кошельку своих граждан. Затраты на власть здесь всего лишь 371 рубль с человека. Это скромный результат, который вполне сопоставим с такими крупными конгломератами как Москва и Санкт-Петербург. А вот дороже всего обходятся гражданам чиновники Чеченской республики – 1400 рублей на человека. Анализируя динамику показателей, следует отметить, что в абсолютном выражении почти по всем регионам округа наблюдается увеличение расходов на госуправление – прирост от 2,8% в
Карачаево-Черкесии до 28,6% в Ингушетии. Только два региона – Астраханская и Волгоградская области – уменьшили в январе-июне 2009 года абсолютные расходы на власть (-0,8% и -8,9% соответственно). А вот если рассматривать расходы на власть в суммарных расходах бюджетов,
Аналитический доклад «Сколько стоит региональная власть в кризис» 9 из 20 то, наоборот, почти во всех регионах ЮФО эта доля снизилась или, по крайней мере, осталась неизменной, что, несомненно, является положительным моментом в условиях кризиса.
Приволжский федеральный округ
Приволжский федеральный округ является единственный округом Российской Федерации, где в январе-июне 2009 года все расходы на госуправление – абсолютные, относительные и в расчете на 1 человека – уменьшились. Так, если в январе-июне 2008 года расходы на госуправление в ПФО составляли 16,4 млрд. рублей или 4,3% в суммарных расходах бюджета, то в январе-июне 2009 года расходы уменьшились до 16,0 млрд. рублей, что составило 3,8% от расходов бюджетов ПФО.
В январе-июне 2009 года лидером по абсолютным расходам на власть и расходам в расчете на 1 человека является Нижегородская область – 2300,8 млн. рублей и 689 рублей соответственно. А вот лидерство по доле расходов на власть в общих расходах бюджета у Нижегородской области (4,9%) перехватила Республика Мордовия с показателем 5,0%. Минимальные абсолютные расходы на власть в Республике Марий Эл – 353,5 млн. рублей.
Минимальные расходы на чиновников в расходах бюджета – в Республике Татарстан – 2,6%. А самая необременительная для граждан ПФО – Чувашия – 364 рубля на человека. В целом же, можно сказать, что Приволжский федеральный округ один из самых равномерных и
непротиворечивых округов. Конечно, разброс в абсолютных показателях затрат на госуправление здесь, как и в других федеральных округах, существенный. Однако, если рассматривать расходы на власть в разрезе суммарных расходов бюджета, то разброс составляет всего от 2,6% до 5,0%, в то время как например в С-ЗФО это 0,9% до 10,3%.
Сравнивая динамику показателей, можно сказать, что ПФО является лидером по количеству регионов, уменьшивших в 2009 году затраты на власть как в абсолютном, так и в относительном выражении: Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Пермский край, Ульяновская область. В итоге,
как уже было сказано выше, ПФО стал единственным федеральным округом, где произошло снижение затрат на власть по всем показателям. Лидерами снижения абсолютных расходов на госуправление стали Башкортостан (на 19,7%) и Татарстан (на 15%).
Однако и в ПФО есть регионы, где затраты на власть выросли по сравнению с январем-июнем 2008 года довольно существенным образом. В частности, в Саратовской области абсолютные расходы на госуправление выросли на 18,1%.
Уральский федеральный округ
Несмотря на то, что абсолютные расходы на чиновников в Уральском федеральном округе в январе-июне 2009 года снизились на 500 млн. рублей (на 4,0%) и составили 11,9 млрд. рублей против 12,4 млрд. рублей в 2008 году, доля расходов в суммарном бюджете УФО в 2009 году
увеличилась на 0,2 процентных пункта (с 4,3 до 4,5%). В отличие от Приволжского федерального округа, где все регионы имеют более-менее равные позиции, в Уральском федеральном округе есть регио ны, стоящие особняком. Это Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО – главные регионы России по добыче углеводородов (природного газа и нефти). Затраты на власть в этих двух регионах составили в январе-июне 2009 года 3863,9 млн. рублей и 2732,5 млн. рублей соответственно.
Такие цифры сопоставимы с расходами столичного региона, в котором проживают более 10 млн. человек, в то время как население Ханты-Мансийского АО составляет чуть более 1,5 млн. человек, а в Ямало-Ненецком АО проживают около 540 тыс. человек. В итоге не только по абсолютному показателю расходов на госуправление эти регионы вырвались вперед, но и по показателю расходов на 1 человека – 2542
рубля в Ханты-Мансийском АО и 5026 рублей в Ямало-Ненецком АО. Кроме того, если рассматривать долю расходов на чиновников в расходах региональных бюджетов, то и здесь данные регионы лидируют: 5,7% и 8,3% соответственно. Причем, если в Ханты-Мансийском АО по
сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдается снижение хотя бы по абсолютному показателю расходов и расходов на власть на 1 человека, то в Ямало-Ненецком АО по всем показателям отмечен рост. Так, абсолютные расходы в январе-июне 2009 года выросли
там на 0,8%, граждане стали «тратить» на чиновников на 0,6% больше, а доля расходов на госуправление в суммарных расходах бюджета выросла на 0,2 процентных пункта (с 8,1% до 8,3%). В итоге, в условиях кризиса расходы на власть в общих суммарных расходах бюджета в
этих регионах растут, даже несмотря на то, что и до этого они были явно выше среднего по все
федеральным округам (3,7%).
Среди регионов, которые в кризисное время сократили абсолютные расходы на госуправление, особо следует отметить Тюменскую область, где сокращение составило 9,1%. И это при том, что в январе-июне 2008 года там и так был отмечен один из самых низких показателей абсолютных
расходов на власть среди регионов УФО – 1202,8 млн. рублей. Выросли абсолютные расходы на госуправление только в двух регионах округа: в Ямало-Ненецком АО – на 0,8% и в Курганской области – на 4,6%.
Сибирский федеральный округ
Расходы на власть в Сибирском федеральном округе в январе-июне 2009 года увеличились, но совсем незначительно – с 15,2 млрд. рублей до 15,3 млрд. рублей (на 0,6%). Если же рассматривать долю расходов на чиновников в общих расходах бюджетов регионов СФО, то по
сравнению с соответствующим периодом 2008 годом она уменьшилась на 0,2 процентных пункта, составив в январе-июне 2009 года 4,6%.
Самые большие расходы в абсолютном выражении в Красноярском крае – 2964,7 млн. рублей.
Для сравнения, в Кемеровской области с почти таким же населением (около 2,8 млн. человек) расходы на госуправление в 2 раза меньше – 1487,2 млн. рублей. Самые скромные же расходы на чиновников в Республике Алтай – 309,2 млн. человек, что вполне логично, учитывая, что
население этого региона составляет всего 209 тыс. человек. По отсутствию контрастов в доле расходов на чиновников в расходах бюджета СФО может конкурировать с ПФО. Больше всего удельные расходы на чиновников в бюджете Республики Тыва – 6,4% от расходов бюджета, меньше всего в Кемеровской области – 3,1%. Причем если рассматривать, сколько затрат на чиновников приходится на 1 человека региона, то ситуация
складывается почти аналогичная. Республика Тыва (1423 рубля на человек) находится в лидерах, уступив первое место лишь жителям Алтайского края (1478 рублей на человека), в то время как граждане Кемеровской области (527 рублей) в компании с жителями Алтайского края (526 рублей)
и Омской области (508 рублей) «тратят» на власть меньше всего. В 4-х регионах произошло снижение расходов как в абсолютном, так и в относительном выражении и, кроме того, расходы на госуправление в расчете на 1 человека региона тоже стали меньше: Республика Бурятия, Кемеровская область (в которой и так доля расходов на чиновников в бюджете минимальна), Омская и Томская области. Причем в Республике Бурятия отмечается максимальное среди регионов СФО снижение абсолютных расходов по сравнению с предыдущим годом – 16,9%, а также максимальное снижение доли затрат на чиновников в суммарных расходах бюджета – на 1,5 процентных пункта (с 6,8% до 5,3%).
Регионом, где расходы на госуправление не зависят от кризиса, является Республика Хакасия. Здесь затраты на чиновников, а также затраты 1 человека выросли на 16,8% и 16,6% соответственно, а доля расходов на власть в бюджете выросла на 0,3 процентных пункта (с 4,5%
до 4,8%).
Дальневосточный федеральный округ
Расходы Дальневосточного федерального округа на госуправление в январе-июне 2009 года увеличились на 10,0% – с 8,0 млрд. рублей до 8,8 млрд. рублей – по сравнению с январем-июнем 2008 года. При этом доля расходов на госуправление в суммарных расходах бюджетов
уменьшилась с 5,0% до 4,8%. Самые большие расходы на власть в Республике Саха (Якутия) 1974,8 млн. рублей и это при
населении чуть меньше миллиона человек. Для сравнения, в Амурской области с населением чуть меньшим – около 860 тыс. человек – расходы оказались ниже в 2 раза – 979,4 млн. рублей. Пример Якутии, по-видимому, подтверждает тот факт, что сырьевые регионы с большими
бюджетными доходами могут позволить себе и большие расходы на чиновников.
Удельные расходы на чиновников больше всего оказались в бюджете Еврейской АО – 7,5%, меньше – в Приморском крае – 3,7%. Причем в том же Приморском крае расходы на власть в расчете на 1 человека региона наименьшие – 604 рубля. Больше же всего обременены чиновничеством жители Чукотского АО – 8 035 рублей на человека. Однако такой эффект, прежде всего, объясняется тем, что в данном регионе крайне незначительное число жителей – всего 49,5 тыс. человек.
По сравнению с соответствующим периодом 2008 года только два региона Дальневосточного округа в 2009 году уменьшили абсолютные расходы на госуправление – Еврейская АО и Амурская область (на 5,0% и 0,2% соответственно). В остальных регионах абсолютные расходы на власть в
январе-июне 2009 года увеличились, причем в Республике Саха (Якутия) и в Хабаровском крае увеличились не только абсолютные расходы, но затраты на чиновников в общих расходах бюджета. Особенно впечатляющим выглядит результат Республики Саха (Якутия), где расходы на
чиновников выросли на 34,4%, доля затрат на чиновников в бюджете выросла с 4,0% до 4,6%, а расходы на власть в расчете на 1 жителя региона стали в январе-июне 2009 года также больше на треть, составив 2079 рублей с человека.
При этом федеральная власть призывает жить по средствам не себя, а именно регионы. На заседании правительственной комиссии в Кисловодске 10 августа премьер Владимир Путин призвал местные власти не раздувать бюджетные расходы. И попенял некоторым регионам за рост расходов на госуправление: в Магаданской области, по данным премьера, рост составил 38%, в Ингушетии – 30%, в Москве – 27%.
В ответ на эту претензию мэр Москвы Юрий Лужков во вторник заявил, что это ложь. «Ложь федеральных органов, которая была подложена премьер-министру», — заявил Лужков. По его словам, фактические расходы на содержание мэрии в 2009 году выросли всего на 3% по сравнению с 2008 годом.
«Вопреки кризису и бюджетному дефициту расходы на содержание чиновников будут не снижаться, а лишь расти. В последнее время власти уже прикидывают, как потратить дополнительные доходы от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на сырье. Понятно, что следует ждать увеличения госрасходов», — прогнозирует Николаев. Это объясняется спецификой поведения чиновничества. У российского чиновника психология временщика. «Когда непонятно, что будет с бюджетом завтра, у некоторых чиновников возникает желание потратить на себя все уже сегодня», — говорит Николаев.
«При расчете нагрузки госаппрата на население надо учитывать не только официальные данные на содержание чиновников, но и неформальные», — добавляет аналитик АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин . Такие, как расходы, связанные с преодолением административных барьеров, исполнением обязательств по предоставлению отчетности, обеспечению проведения проверок и так далее, вплоть до противозаконных взяток и подношений.