В июне 2009 года промышленное производство в России снизилось на 12,1% по сравнению с июнем прошлого года, но выросло на 4,5% по сравнению с маем текущего, гласят данные Росстата. Рост по сравнению с маем был даже с учетом сезонности, заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина: на 0,8%, по подсчетам ее министерства. Еще более оптимистична экономист UBS по России и СНГ Белла Рабинович: подъем на 1,52% с учетом сезонного фактора.
«Июньские цифры очень хорошие — в мае было минус 17,1%», — радуется экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский.
Таким позитивом мы обязаны оживлению в обрабатывающей промышленности, которая в июне сократилась на 16% год к году, а в мае падение составило 20,3%, полагает эксперт.
Правда, данные в целом по полугодию не очень обнадеживают: производство потеряло по сравнению с прошлым годом 14,8 процентного пункта. Объем добычи полезных ископаемых за первое полугодие 2009 года сократился на 3,4%, производство в обрабатывающих отраслях промышленности — на 21,3%, подсчитал Росстат. Снижение производства наблюдалось по всем видам деятельности, причем промышленность чувствует себя хуже остальной экономики. «Падение производства связано в первую очередь с резким снижением спроса, наиболее сильный удар пришелся на промышленное производство», — поясняет руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Авилова.
Это связано с низкой конкурентоспособностью этого сектора экономики и взаимосвязанностью многих смежных отраслей:
сокращение объемов производства в машиностроении повлекли за собой падение объемов и в металлургической отрасли, говорит эксперт. При этом отрасль легкой промышленности показала меньший спад в силу того, что и до кризиса проявляла признаки стагнации.
Впрочем, с учетом июньских данных можно все же надеяться на прохождение экономикой «дна», а это означает, что по итогам года мы можем выйти на более оптимистичные цифры. Оживление идет по всем фронтам, что дает основание ожидать по итогам года сокращения производства на 10%, прогнозируют опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
Примечательно, что даже в дефолтном 1998 году показатель падения был вдвое меньше — 5,2%.
Это, конечно, минус, но он все же означает, что во втором полугодии ситуация будет лучше, чем в первом, надеется Рабинович. Ключевым фактором станет необходимость увеличения запасов и, как следствие, рост производства, уверен Струченевский. «На снижение цен на нефть, сокращение притока капитала российская экономика прореагировала сжатием спроса и производства. Но если внутренний спрос сократился на 4%, то производство снизилось почти на 10%, — объясняет экономист. — По сути, промышленность простаивала в течение пяти месяцев, а спрос хоть и сократился, но никуда не исчез».
Кроме того, России традиционно может помочь рост цен на энергоресурсы и перспективы увеличения добычи. «Газпром» будет наращивать добычу, что приведет к росту в добывающих секторах, прогнозирует Рабинович.
Положительным фактором будет стабилизация в финансовой системе. На сегодняшний день доверие к рублю достаточно высокое: увеличиваются рублевые активы, что является стимулом к наращиванию кредитования, отмечает Струченевский. Однако позитива на всех фронтах ожидать не приходится. Такой показатель, как инвестиции в основной капитал, скорее всего, не повысится во втором полугодии, что не позволит полностью приостановить падение производства, предупреждает Авилова.