Белоруссия хочет создать зону свободной торговли с Евросоюзом. «Если мы продолжим двигаться в этом направлении, мы создадим такую зону в ближайшие 3–4 года», — заявил белорусский вице-премьер Владимир Семашко в правительственном отчете перед парламентом. По его словам, речь идет о «минимальных для Евросоюза таможенных пошлинах и благоприятных условиях в торговле».
Создание зоны будет возможно, после того как Белоруссия войдет вновь в систему обобщенных преференций в ЕС, объяснил Семашко. «Потери экономики Белоруссии из-за исключения с 2006 года из системы обобщенных преференций составляют около $80–85 млн», — сказал чиновник. Преференциальный уровень таможенных пошлин на 3–5% ниже стандартных ввозных пошлин.
При этом Семашко заверил, что зона свободной торговли с ЕС не помешает совместному вступлению трех участников Таможенного союза в ВТО. «Россия с 1993 года пытается войти в ВТО. Сейчас новый цикл: мы вступаем единым таможенным союзом – Белоруссия, Россия, Казахстан. Этот цикл может составить 10–12 и более лет», — отметил Семашко.
Создание зоны свободной торговли не сочетается с договоренностями между Россией, Белоруссией и Казахстаном, возражают эксперты.
«Таможенный союз предполагает, что зона свободной торговли может существовать только в одном случае: если эта зона будет между Таможенным союзом и Евросоюзом. Другой вариант, который бы не противоречил созданию Таможенного союза, невозможен»,
— объясняет начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. Это означает, что Минску придется выбирать: или зона свободной торговли, или Таможенный союз.
Заявление о зоне свободной торговли с ЕС является очередным политическим шагом Минска в пику Москве, уверены эксперты. «Желание создать такую зону свободной торговли – это логическое продолжение действий Лукашенко», — говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев.
«Это сигнал Лукашенко для России о том, что он не привязан к ней. Он показывает, что хотя бы теоретически есть альтернатива Таможенному союзу, России»,
— соглашается заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Подобный шаг уже далеко не первый. В середине недели Белоруссия обратилась в Евросоюз за финансовой поддержкой. Кроме того, Минск надеется на увеличение помощи со стороны МВФ и подтверждение фондом «правильности» антикризисной политики страны. Лишь после этого власти Белоруссии считают возможным возобновить переговоры с Россией по поводу кредитного транша.
Оставшиеся $500 млн из кредитной линии в $1,5 млрд стали причиной напряженных отношений между Россией и Белоруссией. Как уже писала «Газета.Ru», в конце весны министр финансов Алексей Кудрин обвинил Минск в недостаточности мер по обеспечению платежеспособности Белоруссии и пригрозил отказом в транше. Реакцией Лукашенко стало требование от правительства республики не кланяться перед Россией. Затем последовала «молочная война» и требование «Газпромом» доплаты за поставленный газ. В ответ Белоруссия бойкотировала саммит ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) и предприняла попытку ввести таможенный контроль.
Новые заявления белорусских властей не представляют реальной угрозы, считают эксперты. «Поскольку большая часть товарооборота Белоруссии приходится на Россию, можно надеяться, что экономическая целесообразность победит политические амбиции», — говорит заместитель генерального директора АКГ «Развитие бизнес-систем» Евгений Коновалов.
Во-вторых, на создание зоны свободной торговли вряд ли пойдет Евросоюз.
«В условиях кризиса страны Евросоюза думают, как бы закрыть свой рынок от дешевого импорта»,
— объясняет Сусин. «Не факт, что сегодняшние далеко идущие намерения Белоруссии осуществятся. Украина заявляла о подобных намерениях не раз, в частности в 2004 и в 2008 годах, но ничего не изменилось», — напоминает руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Рахимова.