Падение налоговых сборов – главная причина возникновения «кризисных регионов», считают в Минфине России. Сейчас таких субъектов, по подсчетам Минфина, тринадцать, сообщила директор департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Лариса Ерошкина на заседании региональной секции сообщества финансистов России, который состоялся в полпредстве президента в Северо-Западном федеральном округе.
Максимальные трудности, по словам Ерошкиной, испытывают Челябинская и Кемеровская области. Их бюджетные показатели серьезно пострадали от резкого падения поступлений налогов на прибыль — на 90 и 88% соответственно, сообщила она. Это и неудивительно. «В Кемеровской области ощущается сильный спад в связи с падением спроса на металлы», — объясняет старший аналитик компании «Неокон» Олег Григорьев. Былая доходность Челябинской же области, отмечает генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков, полностью зависела от «Магнитки».
Вообще, в список «кризисных регионов» попали в основном области, которые ещё недавно были благополучными.
«Им было куда падать», — объясняет Григорьев. Наша экономика во многом зависит от сырья, его добычи или первичной переработки, и сейчас «снизились прибыли всех областей, где есть нефть, металлы, газ. Например, в список кризисных попал нефтяной Татарстан». При этом в перечень не вошел ни один регион Дальнего Востока России или Северный Кавказ.
Дотационные регионы ничего не могли потерять. «Они не упали, им просто очень плохо»,
--комментирует Григорьев.
Очень сильно, по данным заместителя окружного полпреда Евгения Лукьянова, пострадали и регионы-«доноры» Северо-Западного округа: Петербург, Ленинградская и Вологодская области и Республика Коми. Так, поступления от налога на прибыль в Северо-Западном округе за первые пять месяцев года сократились на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Резко упали поступления в бюджет и в других регионах-донорах, в том числе в Москве. Но экономика таких регионов более диверсифицирована, потому они не попали в список Минфина.
«Да, В Москве большие проблемы с торговлей и обслуживанием. Но тут нет единой отрасли, на которой был бы завязан весь город. В Москве распределены риски, поэтому прибыль упала на 40%, а не на 90, как в Кемерово», — объясняет Григорьев.