Взять верную тональность для рассказа об экономической ситуации в России предложил президент Дмитрий Медведев. В интервью американской телекомпании CNBC он заявил, что экономическая ситуация в России — как у всех, не хуже и не лучше, и уж тем более оценивать ее как «драматическую» не стоит.
Конечно, для преодоления кризиса важны успешные действия ведущих экономик мира, ключевых экономических игроков — США, Китая, государств Евросоюза, Японии. Но многое будет зависеть и от усилий России. «Для нас, конечно, самым главным является то, что мы будем делать сами, эффективность наших собственных действий», – подчеркнул Медведев. Например, в подзаконных актах необходимо обуславливать господдержку бизнесу повышением производительности труда.
Имиджевыми соображениями, по единодушному мнению экспертов, продиктована и попытка президента придать рублю статус одной из резервных мировых валют.
Эта идея, видимо, должна убедить западного инвестора в последовательности действий российских властей.
Впервые эту идею Медведев озвучил еще в качестве вице-премьера на Петербургском экономическом форуме в 2006 году. Возвращался к ней на саммите G8 в Японии летом 2008 года и в послании Федеральному собранию 5 ноября этого года. Прозвучит она, судя по всему, и спустя три года — на нынешнем форуме.
Идею привлекательности России активно разрабатывал накануне форума и замминистра МЭР Андрей Клепач. В июне — июле спад может приостановиться, либо будет даже зафиксирован некоторый рост российской экономики, заявил он на конференции всемирной сети Dun&Bradstreet.
Завершил детализацию имиджа России помощник президента Аркадий Дворкович. Ставку он сделал на предсказуемость российских властей. Например, он заявил, что «политика обменного валютного курса сбалансирована», ЦБ фактически не вмешивается в ее динамику, только сглаживает чрезмерное колебание. Эта политика будет продолжена, заверяет помощник президента.
Революционных изменений, столь опасных для ведения бизнеса, не планируется и в налоговой сфере, разъяснял Дворкович. После отмены ЕСН повышение страховых взносов с 26% до 34% будет проходить постепенно, с 2010 года. Кроме того, по поручению президента будет изменен порядок возврата НДС по экспорту и капвложениям, с тем чтобы возврат был более ускоренным.
На чем основан оптимизм российских властей — не вполне понятно. ВВП в апреле рухнул на 10,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Объем инвестиций в Россию в I квартале 2009 года уменьшился на треть к аналогичному периоду прошлого года. Спад в промышленности – 16,9% по сравнению с апрелем 2008 года.
При этом инфляция сохраняется на высоком уровне: с начала года – 6,8%.
Правда, в последнее время замедлился прирост числа безработных. Но их количество тем не менее составляет уже 6 млн человек. По методике Международной организации труда, это около 8% экономически активного населения.
Государственный лидер в сложных экономических условиях просто обязан быть сдержанным оптимистом, возражают эксперты. «Да, дела плохи и, может быть, будут еще немного похуже, но мы в силах это преодолеть, и скоро наступит улучшение», — примерно так надо говорить», — соглашается эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин.
Действия первых лиц государства всегда формируют ожидания в экономике, так что пессимизм первых лиц может только ухудшить положение вещей.
«Барак Обама, до президентских выборов критиковавший оптимистические выступления Буша и Маккейна, после занятия президентского кресла поначалу попытался сохранять пессимизм, но в последнее время все более склоняется к позитивной риторике», — замечает Калинин.
Трезвое понимание ситуации и необходимость ликвидации негативных настроений должны быть уравновешены, говорят эксперты. Для этого можно сознательно умалчивать об отдельных фактах и, наоборот, выпячивать даже малозначимые позитивные тенденции. Можно вспомнить популярную нынче у политиков многих стран формулу «замедление темпов спада» — то есть на самом деле экономика продолжает падать, но называется это гораздо более приятными словами, говорит эксперт.
Но оптимизм российских властей в некоторых случаях все же избыточен, говорит руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Авилова.
Заявлять, например, о превращении рубля в резервную валюту «нет никаких экономических предпосылок».
«Для этого, в первую очередь, должна быть сильная и стабильная экономическая база с серьезным спектром товарно-денежных отношений, интересных другим странам. Пока же нам по-прежнему, кроме сырья, предложить нечего», — считает эксперт. А создание по-настоящему, а не на словах конкурентной экономики – процесс длительный, требующий системного подхода. «По мановению руки ничего измениться не может, даже при высокой доле оптимизма и целеустремленности», — говорит Авилова.