Банки сократили выдачу кредитов физическим лицам на 5,1% за четыре месяца с начала этого года, свидетельствуют данные Центробанка. Устойчивое снижение объемов их выдачи гражданам началось, согласно данным ЦБ, в ноябре прошлого года. Правда, в январе был рост на 0,5%, но закрепить его не удалось: в феврале, марте и апреле снижение составило 1,6%, 2,5% и 1,6% соответственно. В январе-апреле прошлого года наблюдалось увеличение объема кредитования людей на 12,5%.
Отрицательная динамика по кредитованию связана с тем, что ситуация в экономике и на рынке труда ухудшается, отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Денис Мухин. Сегодня, по данным Минздравсоцразвития, в стране 2 млн 229 тысяч официальных безработных. Реально же безработица в апреле превысила 10,2% экономически активного населения, прибавив 60% относительно докризисного уровня.
«В итоге
кредитование физлиц в глазах банков утратило привлекательность в связи с трудоемкостью и рисками»,
— поясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Банки ужесточили условия выдачи кредитов и стали более внимательно оценивать платежеспособность клиентов. В большинстве случаев было значительно увеличено время рассмотрения кредитных заявок. Кроме того,
сократились лимиты на выдачу кредитов и повышены процентные ставки, рассказывает зампредправления Абсолют-банка Олег Скворцов.
Ситуацию усугубляет то, что
подавляющее большинство банков, выдающих потребительские кредиты физическим лицам, испытывают трудности с фондированием.
Его источники стали заметно дороже. К примеру, в 4-м квартале дешёвые депозиты Министерства финансов по ставке 8-9% были заменены на более дорогое финансирование Центробанка, стоимость которого составляет 13-16%. В апреле и Минфин поднял ставки. Ведомство провело аукцион по размещению 50 млрд рублей на трехмесячных банковских депозитах. Ставка отсечения совпала с минимальной — 15% годовых. В размещении участвовали всего две кредитные организации, обе заявки удовлетворены. В итоге в общей сложности размещено 45 млрд рублей.
Но если кредитование физических лиц упало, то количество кредитов, выданных компаниям, по данным ЦБ, напротив, возросло на 5,4% за январь-апрель текущего года. Так, в январе 2009 года рост кредитования реального сектора составил 6,9%. В последующие два месяца февраль и март оно чуть упало – на 0,4 и 1,4% соответственно, но уже в апреле ситуация выправилась — прирост кредитования нефинансовых предприятий в апреле составил 0,5%.
Однако цифры по корпоративному кредитованию достаточно обманчивы, считают эксперты. «Рост в январе был связан с переоценкой валютной позиции», — считает Орлова. «По крайней мере, в нашем банке упали объемы кредитования и по физлицам, и по корпоративным клиентам, — отмечает Скворцов. —
Высокий показатель объемов кредитования юрлиц порой обусловлен пролонгациями уже действующих договоров, а не активным заключением новых сделок».
Портфель корпоративных кредитов преимущественно наращивают государственные банки, которые с подачи главного акционера больше нацелены на кредитование именно юрлиц, добавляет Мухин: «Потребность в ресурсах компаний растет, и государство пытается не допустить банкротств».
Правда, показатели этого года по кредитованию юрлиц все равно не сравнить с прошлогодними: за первые четыре месяца 2008 года прирост кредитования нефинансовых компаний составил 13,6%.
Но эксперты видят в сокращении кредитования и положительный момент. «Банки, даже государственные, стали более консервативно подходить к кредитованию, и это позитивный фактор. Это позволит снизить кредитные риски банков и впоследствии благоприятно отразится на уровне просроченной задолженности», — отмечает аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева.
Говорить об увеличении объемов розничного кредитования до конца года пока не приходится, уверена Орлова. Высокий уровень неопределенности, охлаждение на рынке кредитования и нестабильная ситуация с фондированием повлекут за собой практически нулевой прирост совокупного кредитного портфеля в первом полугодии, прогнозирует Мухин.
«Позитивную динамику мы, скорее всего, увидим не раньше осени, — считает Голышева. — Но она будет зависеть от макроэкономических факторов, в частности, все еще есть риски возникновения той самой второй волны».
«Если ситуация с фондированием и капитализацией улучшится, если просроченные долги перестанут расти, динамика изменится в лучшую сторону»,
— надеется Мухин.