В 2009 году, по прогнозам Минрегиона, объемы ввода жилья в России составят 52 млн кв. м по сравнению с 63,8 годом ранее, заявил в пятницу министр регионального развития Виктор Басаргин. Сокращение — на 18%.
«Это страшная, но справедливая цифра. К задаче, которую поставил президент, мы недополучим 21 млн кв. м», — признал президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. 2010 год будут еще страшней, добавил он, так как в этом году ничего задельного не строится.
«В этом году будет сдаваться то жилье, которое технически начиналось строиться в прошлом. Самый серьезный провал будет в 2010-м,
— согласился президент компании «Главстрой», президент Национальной ассоциации девелопмента Артур Маркарян. — Мы пока не почувствовали по-настоящему падения».
Компании сейчас лишены обоих источников своего существования: банки не дают им кредиты, а покупатели не покупают квартиры. «У компаний нет денег, — заявляет Маркарян, — поэтому они не могут достроить дома и продать квартиры, поэтому они не могут выплатить кредиты». Компании попали в порочный круг.
«До 70% строительных компаний находится в предбанкротном состоянии, являясь, по существу, главными должниками банков», — сообщил Басаргин.
Вся надежда строителей была на то, что государство закупит социальное жилье, но она пока не оправдалась. В 2009 году государство должно направить на прямую и косвенную поддержку жилищного строительства 427 млрд рублей, из которых 127,5 млрд — на новое жилищное строительство, сообщил Басаргин. Однако проходит очень много времени, прежде чем деньги попадают к строителям. «От решения «выделить деньги» до их поступления могут пройти месяцы», — говорит депутат, член комитета по собственности Алексей Плахотников. Например, в Тамбовской области, от которой выдвигался депутат, первые 500 млн из средств, выделяемых государством на строительство, пришли только несколько дней назад.
По расчетам замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, только с апреля «реально» начнет увеличиваться финансирование инфраструктурных проектов согласно последним бюджетным поправкам.
Всплеск поступлений будет в мае, надеется Плахотников. «Это пока разговоры, — комментирует Кошман. — Строители хотели бы надеяться, что деньги дойдут до них. Но пока сложно сказать, хватит ли выделяемых средств на то, чтобы закрыть потребности рынка».
Но зачастую строители и не хотят продавать государству квартиры по тем закупочным ценам, которые оно предлагает. В этих случаях даже выделяемые средства не могут оживить рынок. «Сегодня стоимость затрат при строительстве квадратного метра жилья выше, чем нам предлагает государство, — сетует Кошман. — Если государство станет соинвестором при строительстве, то строительство будет проходить легче и не так затратно». Плахотников не согласен с такой оценкой. «В большинстве регионов цена рыночная или чуть ниже средней рыночной цены, — говорит он. — Победит и выживет сильнейший». Если у строителей накапливается недострой, то лучше получить живые деньги, чем отказываться продавать жилье государству, считает он.
Впрочем, строители потихоньку приходят к выводу, что время чрезмерно высоких цен прошло. «Государство вступает в чисто коммерческие отношения — логично старается опустить цены, как любой покупатель, — соглашается Маркарян. — Цены относительно вменяемы, просто они сильно диссонируют с ценами, которые были раньше. Это меняет картину мира».
Но строители просят и власти поумерить свои аппетиты. «Государство тоже должно таким же образом установить вменяемую цену на землю, не заламывать ее», — призвал Маркарян. То же касается и поборов.
«Сейчас за каждое соглашение надо платить, — говорит Кошман. — Мы обращались к правительству с предложением о том, что на выдачу разрешения надо давать не больше 6 месяцев, чтобы снизить число поборов, и очень надеемся, что последует реакция». В нашей стране весь процесс выдачи разрешений на строительство отдан на откуп муниципалитетам, поддержал его Маркарян, а там «начальники все, что хотят».
«Надо защитить строительную отрасль. Защитить, что называется, от нас, от бюрократии, — повинился вице-премьер Дмитрий Козак. — Это же бывают примеры, когда 600 подписей в течение шести лет на строительный объект. Безумие!»
Если добиться официальной регуляции этого процесса, и цена пойдет вниз, обещают строители. «Тогда мы сможем поговорить о 30 тыс. рублей за метр», — уверяет Кошман.