Один из крупнейших банков США, Goldman Sachs Group (GS), объявил о намерении расплатиться по кредиту, полученному от государства в рамках антикризисной поддержки (Troubled Asset Relief Program, TARP). Для того чтобы вернуть $10 млрд, компания намерена привлечь $5 млрд на рынке путем размещения акций. «После завершения стресс-тестов банк хотел бы использовать привлеченный капитал и дополнительные ресурсы, чтобы полностью вернуть средства, полученные в рамках TARP, в том случае, если это позволят регуляторы, а также результаты тестов», — говорится в сообщении группы.
Также банку поможет прибыль, оказавшаяся в первом квартале 2009 года гораздо выше прогнозов.
GS получил $1,8 млрд, или $3,39 на акцию, тогда как опрос агентства Bloomberg, предсказывал $1,64 на акцию — почти в два раза меньше.
Годом ранее, для сравнения, банк получил прибыль на 20% меньше, в IV квартале 2008 года — убыток в $2,1 млрд. В целом выручка за I квартал 2009 года составила $9,43 млрд. Увеличения произошли за счет поступлений от операций на финансовом рынке, инвестбэнкинга.
В этом случае GS станет первым крупным американским банком, вернувшим антикризисную помощь государству.
Таким образом банк избавится от гнета государственных запретов, чего он добивается уже несколько месяцев, отмечает издание The Wall Street Journal. В частности, на GS уже не будут распространяться ограничения по выплате бонусов. В прошлом году они доставили банку массу неприятностей, после того как 953 сотрудника — фактически каждый 30-й, по информации от людей, знакомых с ситуацией, — получили выплаты примерно по $1 млн.
Негативные последствия от расплаты GS с государством могут ощутить банки-конкуренты. Во-первых, они будут оставаться под контролем властей относительно премиальных выплат. «Это снижает конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке», — отмечал исполнительный директор Goldman Sachs Ллойд Блэнкфейн в марте. В таком случае GS станет самым привлекательным работодателем на Wall Street.
Во-вторых, чтобы не выглядеть неудачниками на фоне GS, им придется постараться также вернуть средства. Однако у многих с этим могут возникнуть проблемы. К примеру,
Morgan Stanley, как отмечает WSJ, скорее всего, покажет убыток по итогам I квартала.
Для самого Goldman Sachs риски от расплаты по счетам тоже существуют. «Этот шаг хорош с позиций пиара, — объясняет аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Денис Мухин, — но если посмотреть вглубь ситуации, то возникнет вопрос, не придется ли банку снова привлекать государственные средства. Источник его прибыли я бы отнес к волатильным. Поэтому сегодняшняя эйфория может перейти в пессимизм».
Впрочем, большинство экспертов все же считают, что издержки этого шага будут минимальны, а выгоды очевидны. «Банк имеет достаточно устойчивое положение и брал правительственные деньги, скорее, для страховки от того, что ситуация может ухудшиться», — напоминает аналитик «Арбат Капитал» Михаил Завараев. В целом Goldman Sachs проходит данный кризис с существенно меньшими потерями, чем остальные участники отрасли, и его убытки составили существенно меньшую величину, чем у основных его конкурентов. «Выход из подчиненного государственному влиянию положения действительно может улучшить позиции банка», — говорит аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Леонид Слипченко. «Бизнес-модель банка строится на том, что необходимо приглашать лучших трейдеров, управляющих активами и аналитиков, которых можно привлечь в основном благодаря хорошим бонусам», — соглашается Завараев.
Заодно эмиссия GS может оказаться своего рода лакмусовой бумажкой для рынка ценных бумаг.
«Мы узнаем ориентир рынка и есть ли у него аппетит к таким бумагам», — добавляет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Размещение может пройти позитивно», — считает Слипченко.
Российские банки-должники получали средства из нескольких источников — Центробанк, ВЭБ, Сбербанк. При этом большая часть кредитов не предусматривают скорого возврата в казну. Так, те 450 млрд рублей, которые возьмут из Фонда национального благосостояния и разместят в ВЭБе под 7% годовых на 10 лет. Сам банк выдаст не более 200 млрд руб. ВТБ — под 8% годовых до 2019 года и прочим кредитным организациям при условии выполнения ими ряда требований также на 10 лет под 8% годовых. Из ЦБ 500 млрд рублей на 10 лет получит Сбербанк.
«Возврат основной части государственных денег банками произойдет тогда, когда банки будут уверены, что они смогут заместить этот источник фондирования с помощью, допустим, депозитов физических или юридических лиц. На данный момент этой уверенности нет», — рассуждает Завараев. Он прогнозирует первые признаки восстановления «не ранее конца этого года». Впрочем, по более оптимистичным прогнозам Слипченко, «многие российские предприятия могут выйти на достаточный уровень рентабельности и начать возвращать долги государству во втором полугодии».