Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) ввела новое ограничение на брокеров, которые совершают маржинальные сделки. Приказ уже направлен на регистрацию в Минюст. В документе ФСФР пояснила, что участник рынка не вправе совершить сделку с использованием денежных средств или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальные сделки, короткие продажи, шорты), по продаже бумаг при цене на 3% ниже цены закрытия предыдущего дня. Однако если сделки приведут к росту котировок бумаги на фондовом рынке, они разрешаются даже при 3-процентном отклонении цены.
Сейчас маржинальные или необеспеченные сделки запрещены, если цена соответствующей сделки ниже цены закрытия на 5% и более.
Служба проанализировала отклонения значения индекса РТС с момента его возникновения и до 1 апреля 2009 года — среднедневное падение составило 1,99%.
В наиболее острый период кризиса — с сентября по декабрь 2008 года включительно — рынок в среднем падал на 4,9% в день.
Но уже в первом квартале 2009 года этот показатель был равен 2,8%. Теперешний показатель — это усредненная цифра, отмечает регулятор.
Но фактически пока для рынка не действуют ни те, ни другие ограничения. Осенью 2008 года ФСФР ввела запрет на совершение всех коротких продаж из-за резкого падения рынка. В марте 2009 года служба его продлила. Таким образом,
ФСФР сформировала новые правила коротких продаж, которые будут действовать после того, как будет снят запрет на них.
Стоит отметить, что в большинстве других стран вообще нет ограничений такого типа. Они вводятся только на короткое время при появлении на рынке кризисных явлений.
Когда же ограничение заработает, оно поможет обезопасить рынки от обвальных падений, поскольку короткие продажи увеличивают амплитуду колебаний рынка в несколько раз и рядовые инвесторы будут меньше переживать в нестабильные времена, отмечает заместитель директора департамента брокерских операций Номос-банка Марат Гильманов. «Большая часть инвесторов «шортят» на волне, когда рынок падает, — отмечает ведущий аналитик ИК «Файненшл бридж» Дмитрий Александров. — Принятие подобного приказа ФСФР можно расценивать как нечто среднее между запретом шортов и их разрешением: вроде как все разрешено, однако желающих «шортить» при подобных условиях будет немного». «Снимается дополнительный фактор давления на рынок, который на этапе восстановления все еще не отличается высокой ликвидностью», — поддерживает инвестиционный консультант ИК «Финам» Андрей Сапунов.
С другой стороны, у аналитиков есть масса причин негативно относиться к инициативе ФСФР. «Спекулянты создают столь необходимую рынкам ликвидность, поэтому действия ФСФР должны быть обоснованно жесткими», — признает Гильманов. «Основные ограничения относительно шортов и предельно допустимых отклонений для рынка и бумаг уже введены, — говорит заместитель начальника управления инвестиций Инвестбанка Денис Шабанов. — Ситуация не та, что была осенью 2008 года. Для нормального функционирования рынка необходимо пойти как минимум на смягчение существующих ограничений:
искусственно ограничивая естественные законы рынка, ФСФР сможет добиться скорее деформации с более негативными последствиями, нежели позитивного результата»,
— отмечает Шабанов. Кроме того, остается непонятным вопрос, как это будет реализовано технически. Дело в том, что «торговый софт под эти ограничения не заточен, и совсем непонятно, как это все будет отслеживаться», жалуется Александров.