5 марта центробанки еврозоны (ЕЦБ) и Великобритании обновили свои рекорды по дешевизне предоставляемых кредитов, державшиеся с самого момента их основания (в Британии — более 300 лет). Они синхронно понизили свои учетные ставки на 0,5 процентного пункта. Ставка по евро изменена с 2% до 1,5% годовых, а по фунту — с 1% до 0,5%.
Большинство аналитиков предвидели такие действия центробанков.
Беспрецедентные шаги по накачке деньгами финансовых систем призваны подхлестнуть срывающуюся в пике экономику Европы.
ВВП еврозоны сокращается более быстрыми темпами, чем ожидалось еще три месяца назад. В IV квартале 2008 года он снизился на 1,5% относительно III квартала, что стало максимальным падением с начала отслеживания этих данных в 1995 году. Темпы сокращения производства в феврале стали рекордными, безработица приближается к показателю 10%, а инфляция упала до самого низкого значения с 1999 года — до 1,1%, что свидетельствует о сползании экономики в дефляцию. Как пишет газета The Wall Street Journal, комитет по денежной политике Банка Англии заявил, что прогноз для потребительских расходов и инвестиций бизнеса мрачен, в результате чего необходимы радикальные действия для предотвращения падения инфляции ниже целевого уровня в 2%, а экономика страны будет снижаться темпами на уровне около 4% в середине 2009 года.
Банк Англии, кроме того, официально объявил, что пойдет на прямое печатание денег.
Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише более осторожен. Он традиционно является противником низких ставок, опасаясь раскрутки инфляции. Он не хочет попасть в ту же ситуацию, что и центробанки других экономически развитых стран, когда после снижения ставок до предельного уровня (в США и Японии ставки не превышают 0,25%) остается один способ стимулирования роста — эмиссия денежной массы. Более того, он считает, что приближение стоимости денег к нулевому уровню готовит почву для следующего кризиса, передает агентство Bloomberg. Это заслужило критику экспертов. «ЕЦБ недооценил серьезность экономического спада. Занятая им позиция по кредитно-денежной политике задерживает восстановление, — заявил главный европейский экономист Barclays Capital в Лондоне Джулиан Кэллоу. — Похоже, полностью компенсировать сокращение экономики мы сможем не ранее 2012 года».
И, похоже, под ударами кризиса и критиков даже такой несгибаемый консерватор, как Трише, начинает сдаваться. Дело не только в том, что сегодня ставка все-таки была понижена, причем сразу на четверть. «Большим «сюрпризом» стали последующие комментарии главы ЕЦБ о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и не превысит 2% в 2009 и 2010 годах, — замечает заместитель директора инвестиционно-торгового департамента Абсолют банка Елена Буравлева. — Это может означать, что
в целях выведения экономики Евросоюза из кризиса финансовый регулятор может в дальнейшем продолжить цикл снижения ставок».
Таким образом, практически все развитые страны дружно действуют в одном направлении. «Впечатляет не то, что банки снизили учетные ставки на 0,5 п. п., а то, что несколько ключевых стран, фактически определяющих мировую экономику (США, Британия, Евросоюз, Канада, Австралия, Швеция, Китай), смогли договориться о скоординированных действиях и сделали это одновременно, — замечает руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Авилова. —
Спасти ситуацию сейчас, по общему мнению финансистов договорившихся стран, может только резкое снижение учетной ставки,
так как именно от нее зависит не только стоимость ликвидности в финансовой системе, но и, в частности, проценты выплат многих ипотечных кредитов, взятых по плавающей ставке».
Россия же и здесь идет своим путем. Банк России весь прошлый год «в рамках мер, направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций», наоборот, повышал ставку рефинансирования, доведя ее с 10% до 13%, а сейчас сжимает объем денежной массы. Впрочем, у нас накачка экономики денежными средствами, как показывает практика, приносит мало пользы. Зимой ЦБ выбрасывал в банковскую систему значительные средства, что приводило лишь к оттоку капитала, обесценению рубля и, в конечном счете, вызывало рост инфляции, которая по итогам февраля «год к году» достигла уже 13,9%.