В список из 295 компаний, за которыми во время финансового кризиса будет следить правительство, включены все значимые отрасли экономики. Что получат «избранные» кроме пристального внимания властей, пока неясно. Однако выделение важных и неважных компаний раздражает экспертов: «Почему государство подкармливает этих хомячков?» — спрашивают они.
Список компаний, которых во время кризиса государство возьмет под контроль и опеку, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обещала представить в среду, однако появился он лишь поздно вечером в четверг. Перечень содержит 295 компаний, а не 250, как было объявлено. Строго говоря, даже 293 — дважды упомянуты НПО «Сатурн» (попал в ОПК и двигателестроение) и «Уралвагонзавод» (ОПК и транспортное машиностроение).
Вообще, количество избранных компаний менялось несколько раз. Первоначально называлось 300–400 компаний.
Премьер-министр Владимир Путин говорил о 1500 предприятиях.
Вице-премьер Игорь Шувалов упомянул 500, пояснив, что «мы на федеральном уровне таким количеством заниматься не сможем». Видимо, большую часть из этих 500 и составляет представленный список. О том, что список открытый и будет дополняться, заявила Набиуллина. Чтобы попасть в него, предприятие должно иметь не менее 5 тысяч сотрудников, а выручка более 15 млрд руб., либо же оно должно быть градообразующим.
В итоге перечень содержит все ключевые отрасли российской экономики, всего их выделено 25: от транспорта (30 компаний), нефтегазовой отрасли (10) и станкостроения (5) до пищепрома и АПК (34) и жилищного строительства (6).
Не обделили вниманием торговые сети: «Магнит», «Седьмой континент», X5 Retail Group N. V. (входят «Пятерочка», «Перекресток»). Из СМИ важными для государства признали, разумеется, ОАО «Первый канал» и ФГУП «ВГТРК», а также ИТАР-ТАСС и Russia today.
Есть в перечне и те, кому помощь потребуется наверняка. Например, «Аптека 36,6», о скором банкротстве которой говорят уже месяц, или авиакомпания «Сибирь», у которой последнее время большие проблемы с долгами.
Всего на поддержку компаний, по подсчетам правительства, может быть потрачено порядка 3 трлн рублей.
Впрочем, финансовой помощи этим компаниям, как специально подчеркивал Шувалов, не гарантируется. «Главная задача работы с такими компаниями — поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как
государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика»,
— говорится в пояснении. При необходимости будут также «минимизироваться негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий».
Вероятно, для этих целей используют Резервный фонд (на 1 декабря 2008 года объем составил 3,66 трлн рублей), полагают эксперты. «Деньги есть. И возможно, они понадобятся не в полном объеме», — успокаивает генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. Ведь только кредитование предполагает прямое расходование этих средств. «Госгарантии требуют лишь условного резервирования. В мире госгарантий выдано на $10 трлн, таких накоплений нет ни у одного правительства. Налоговые послабления — это только оптимизация движения средства. Субсидирование процентной ставки потребует денег, но они уже выделены банкам. В итоге получается треть, 1 трлн рублей», — подсчитал он.
Но эффективность мер, мнению экспертов, еще сомнительна. Государственный заказ — единственная действенная мера из всех перечисленных, полагает заместитель гендиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. «Поддержать рабочие места можно, только поддерживая спрос на продукцию предприятия. Никакие прямые денежные вливания не помогут. Если будет государственный заказ, люди будут работать, если нет, предприятие будет за счет этих средств решать другие проблемы», — считает заместитель гендиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин.
В целом экспертов настораживает выборочный принцип помощи. «Одно дело, где находится компания, и другое — где зарегистрирована. У нас 10% налога на добычу полезных ископаемых приходится на Москву», — напоминает Дерюгин. В этом смысле выгода регионов от поддержки компаний будет неравномерна. Есть вопросы и к конткретным решениям. «Надеюсь, ритейлу денег не дадут, — признается Микаелян. — Проблемы торговых сетей — не проблемы государства или граждан. Не понимаю, в чем их стратегичность и социальная значимость. Может быть, поддержат, дабы они не поднимали цены, но проконтролировать это совсем невозможно. Проблемы у сетей только с обороткой, но тут помочь могут госгарантии».
Также эксперты говорят о нерыночности таких мер.
«Почему государство за счет налогоплательщиков подкармливает этих хомячков,
которые во время благоприятной конъюнктуры не обеспечили себе финансовых запасов и по большей части оказались в плачевном положении из-за своего менеджмента и долговой политики?» — вопрошает Дерюгин.