«Вы — единственная отрасль, которая могла бы поднять страну», — темпераментно приветствовал депутат от КПРФ Николай Харитонов министра транспорта Игоря Левитина, пришедшего в Госдуму рассказать о развитии дорожной сети России. Государственные деньги лучше давать не банкам, а «может быть, отправлять меченными для дорожного строительства», высказал предложение депутат. «Именно в период кризиса президент США Рузвельт максимальное внимание уделял строительству дорог и за счет этого начинал вытягивать экономику», — поддержал коллегу глава комитета по транспорту единоросс Сергей Шишкарев.
«Две важнейшие экономики мира — Китай и США уже заявили о том, что направляют все свои ресурсы на инфраструктурные проекты»,
— добавил «эсер» Валерий Гартунг.
Минтранс догадывался об этой своей миссии. «Действительно, у нас есть уникальная возможность, — согласился Левитин. — Мы такую программу готовим и в ближайшее время мы ее правительству Российской Федерации предложим». Особое внимание в ней уделено регионам, где ожидается высокая безработица. «Мы будем просить вас и правительство внести изменения в законодательство, чтобы мы могли оперативно перебрасывать субсидии из региона в регион», — рассказал Левитин. На подробностях программы министр не остановился. Но она будет опираться на ранее одобренную концепцию развития дорожной сети до 2015 года. Последняя предполагает создание автодорожной госкорпорации, объединение дорог в единую сеть, в том числе ликвидацию «грунтовых разрывов», подведение дорог к 2300 сельским населенным пунктам. Сконцентрировать усилия Минтранс предполагает на «узких местах» — особо опасных участках уже существующих трасс. Только транспортный эффект от программы-2015 оценивается более чем в 6 трлн рублей.
Акцент на борьбе с безработицей депутатам особенно понравился. «У вас уникальный случай у вашего ведомства… подобрать всех безработных. Вы абсолютно кредитоплатежны! У вас колоссальная залоговая база», — вдохновился Харитонов.
Как подсчитали в Минтрансе, одна подпрограмма повышения безопасности дорог должна дать 83 тыс. новых рабочих мест. При этом положительный эффект распространится на смежные отрасли — строительную, производство машин и оборудования.
По словам Левитина, это еще около 170 тыс. рабочих мест. «В России дорожную технику производят 64 завода, 120 тыс. человек на них работает, а с поставщиками это миллион рабочих мест», — поправил Гартунг.
Но пока большинство машиностроительных заводов стоят и неизвестно, когда запустятся снова, добавил депутат. Поэтому законодатели предлагают охватить антикризисной программой и их. «Нужно ввести повышенные ввозные таможенные пошлины на дорожную спецтехнику, как это делается у нас с иностранными автомобилями, — посоветовал Гартунг. — И при проведении конкурсов нужно отдавать приоритет предприятиям, которые используют отечественную спецтехнику». Государство сейчас не может напрямую выкупать у них технику, признал Левитин. «Дороги строит бизнес и основную часть техники покупает за границей», — объяснил он. Решить проблему должна новая госкорпорация. «Предлагаю, чтобы она стала заказчиком этой техники, она сможет участвовать в НИОКРе, в создании новой техники», — нашел рецепт министр.
Вслед за трассами импульс к развитию получит и придорожная инфраструктура: ей есть куда расти, продолжали рисовать картину выхода из кризиса депутаты. «Если с заправками хорошо, с кафе и магазинами – более или менее, то с туалетами просто беда, люди выходят из положения, где придется»,
— поделился единоросс Виктор Таранин. Левитин дал понять, что и эта проблема ему знакома. Дело в том, что вся земля вдоль дорог выкуплена или зарезервирована. Это не только не дает государству поддерживать должный уровень, но и криминализирует ситуацию. Госкорпорация, пообещал министр, сможет выкупить всю полосу вдоль проезжей части.
Независимые аналитики согласны с логикой чиновников.
Инвестиции в инфраструктуру, которые не выгодно делать частному бизнесу — дело государства, тем более аккумулирующего такое большое количество ресурсов, как у нас,
замечает директор Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова. Действительно, производственники получат новые заказы, появятся новые рабочие места, положительный импульс пойдёт в смежные отрасли. Госинвестиции в дорожное строительство будут способствовать и компенсации «выпадающего» в условиях кризиса внешнего и внутреннего производственного и потребительского спроса, рассуждает она.
Впрочем, примет ли правительство так разрекламированную Левитиным программу, пока не ясно.
Кризис разгорается все больше, а подобная идея выхода из него еще не звучала на высоком уровне, и это тревожит депутатов.
«Судя по тому, что финансирование инфраструктурных проектов не изменилось в кризисной ситуации, видимо, такого политического решения нет», — опасается Гартунг. Действительно, речь пока идет не о росте, а о снижении затрат. Так, например, глава Минтранса собирается перезаключать контракты на меньшие суммы в связи с уменьшением издержек на строительство.
Но даже если программу одобрят и она поможет вывести страну из кризиса, сильного улучшения качества дорог ждать не стоит. Чтобы построить необходимую сеть и довести ее до западноевропейского уровня, нужно минимум 1,5 млн км дорог (сейчас 1,1 млн км) и 50 трлн рублей, признался руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров, тогда как сейчас в год выделяется порядка 550 млрд рублей. При таких темпах расходов строить придется 90 лет.