По словам представителя управляющей компании UFG Asset Management, Борис Федоров скончался в Лондоне после непродолжительной болезни. По данным одного из источников «Газеты.Ru» в окружении Федорова, бизнесмен попал в больницу около трех недель назад с инсультом. Как отмечает источник, его состояние так и не улучшилось, и в четверг он скончался. «От того самого инсульта и наступила смерть», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
Борис Федоров, без преувеличения, — знаковая фигура, один из реформаторов российской экономики. Доктор экономических наук, первый министр финансов РСФСР, экс-руководитель Госналогслужбы, представитель миноритарных акционеров «Газпрома» и автор книги о Столыпине. Федоров пережил зарождение и взросление, взлеты и падения российского финансового рынка и рыночной экономики. И умер в разгар нового кризиса.
В 1990 году Федоров участвовал в разработке программы «500 дней», которая должна была стать фундаментом для построения рыночной экономики на руинах советской. Идея программы заключалась в том, чтобы отпустить цены и приватизировать государственные предприятия.
Федоров, в частности, выступал против опоры на помощь извне.
«Бездумное наращивание внешнего долга всегда меня отталкивало, и время подтвердило мою правоту. Я и в последующем придерживался принципа: реформу нельзя купить за иностранные деньги. Реформу надо делать самим», — вспоминал он в книге «10 безумных лет». Федорова, однако, не послушали, и огромный внешний долг стал одной из причин дефолта 1998 года. К новому кризису Россия пришла без долгов, и Федоров был уверен, что
российская экономика выживет, а он сам, как консервативный инвестор, выйдет победителем.
«Нынешний кризис пришел с Запада, и одним из главных его проявлений стал тотальный передел мирового финансового рынка. Традиционного банковского мира больше нет», — говорил Федоров в недавнем интервью «Коммерсанту». «Нужно признать, что российская экономика сегодня гораздо более здоровая, чем большинство экономик развитых стран», — так он оценивал состояние России в период мирового финансового кризиса.
В 1994 году Федоров оставил карьеру госчиновника и занялся бизнесом, создав один из первых инвестиционных банков в России — «Объединенная финансовая группа» (United Financial Group, UFG). В 2003 году 40% инвестбанка Федоров продал Deutsche Bank. До последнего времени он оставался бессменным руководителем входящей в десятку крупнейших управляющих компаний России UFG Asset Management. В сентябре ему удалось договориться с Deutsche Bank о продаже ему 40% акций UFG Asset Management с правом выкупа оставшихся 60% в 2011 году. В числе активов UFG Asset Management — доли в золотодобывающей компании «Сигма», в туристической сети «Куда.Ру», в газете «Жизнь», производителе растительного масла «Бакар», табачной компании «Нево-Табак», новосибирской сети супермаркетов «Чудо дом», производителе сухариков «Бриджтаун Фудс». «UFG Asset Management всегда проводила очень консервативную политику на рынке инвестиций. Так что и в период кризиса мы себя чувствуем лучше, чем другие участники рынка. Консерватизм и осторожность рано или поздно дают хорошие результаты», — рассказывал Федоров о своей тактике «Коммерсанту».
С 2000 года Федоров входил в совет директоров «Газпрома» в качестве независимого директора, занимал этот пост в Сбербанке и «Ингосстрахе». При Рэме Вяхиреве активно боролся за права миноритариев, критиковал действия руководителей и призывал провести либерализацию рынка акций газовой монополии. Правда, до либерализации UFG разработала механизм, позволявший иностранцам покупать акции «Газпрома» на внутреннем рынке дешевле.
Первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев в разговоре с «Газетой.Ru» назвал Федорова «рупором миноритариев». Однако, как признавался сам Федоров, времена изменились, и сейчас это уже другой «Газпром», и что внутри совета директоров политики стало гораздо меньше. «Кто-то должен быть независимым голосом в совете директоров. Как после директивы правительства могут голосовать представители правительства или менеджмента? А Федоров может себе позволить воздержаться, выступить против. Например, правительство утвердило дивиденды по акциям «Газпрома». Ясно, что все за. А я против», — говорил Федоров в интервью журналу «Финанс» в 2004 году.
«Это была значительная фигура, как для экономики, так и для фондового рынка в целом. Он был деятелем правительства Гайдара, организовал борьбу за прозрачность «Газпрома», в которую он был вовлечен в конце 90-х годов. Ну и, кроме того, он создатель одной из наиболее влиятельных инвестиционных компаний на рынке — UFG», — сообщил «Газете.Ru» Вадим Клейнер, директор по корпоративным исследованиям фонда Hermitage Capital Management.
«Шокирован этой историей, мы с ним достаточно близко общались, плотно работали в 90-е годы, — рассказал «Газете.Ru» Борис Немцов. — Он парень, безусловно, очень одаренный, разносторонний. Мог заниматься публичной политикой – создал движение «Вперед, Россия». Бизнесом – UFG, замечательный инвестиционный проект. Мог быть чиновником и писателем – написал книгу про Столыпина. Он очень способный талантливый человек, яркий, часто бескомпромиссный, отстаивающий свою точку зрения, очень интересный. Очень жаль, что он так рано ушел».