Банки боятся выдавать ссуды, ссылаясь на высокие риски. Как вернуть доверие банков друг к другу и бизнесу, обсуждали участники третьей ежегодной конференции «Российский финансовый сектор: ответы на глобальный вызов», организованной Альфа-банком. «Сейчас идеология такая: надо сделать так, чтобы банки поверили, что в промышленности, строительстве, торговле риски не такие высокие, и начали кредитовать», — призвал помощник президента Аркадий Дворкович.
Один из механизмов чиновник тут же предложил: государство может рефинансировать не только внешние, но и внутренние заимствования компаний. «Сейчас по этому вопросу идут дискуссии», — отметил Дворкович. Ранее Центробанк разместил во Внешэкономбанке депозит на $50 млрд на рефинансирование внешних обязательств российский корпораций.
Если правительство поддержит обязательства и по внутреннему долгу, это улучшит текущую ситуацию с кредитованием, так как позволит банкам провести переоценку рисков невозврата долгов, добавил чиновник.
В улучшении нуждаются и отношения внутри банковской среды. «Межбанковский рынок кредитования – это, прежде всего, доверие банков друг другу, ведь ликвидность как раз есть. Но есть проблема доверия», — заявил президент Альфа-банка Петр Авен.
Разрешить ее может Центробанк, считают банкиры.
«Могло бы помочь частичное гарантирование межбанка Банком России»,
— пояснил Авен. Сегодня самый дорогой актив, который есть у банков, — это, безусловно, репутация, согласился с ним Дворкович. А потому, признал он, у Центробанка должна быть возможность применять механизм гарантии на межбанковском рынке, чтобы быстрее вернуть доверие к тем учреждениям, у которых всегда была хорошая репутация.
Впрочем, такая возможность у ЦБ уже есть. Согласно законодательству, регулятор имеет право гарантировать межбанковский кредит, однако это право трудно реализовать. «Есть ужасное препятствие на этом пути», — говорит член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. Речь идет о прецеденте, который всегда вспоминают сотрудники Центробанка, пояснил он.
Это история о выделении в 1998–1999-м стабилизационного кредита сроком на один год для спасения банка «СБС-Агро». «Тогда так же остро стоял вопрос о предоставлении ликвидности. Было принято решение дать кредиты ряду узловых банков, среди которых был и региональный банк «СБС-Агро». Многие банки держали в нем корсчета», — пояснил «Газете.Ru» депутат. Решение принимал совет директоров Центробанка, но подписал соответствующие бумаги, чтобы распределить выделенные средства, бывший заместитель начальника Главного территориального управления Центробанка по Москве Александр Алексеев. «СБС-Агро» не смог вернуть кредит, в результате Алексеев был условно осужден: его обвиняли в превышении должностных полномочий. По оценке следствия, действия Алексеева нанесли ущерб государству на сумму более 5 млрд рублей. «Но, если бы он не подписал бумаги, его бы посадили за невыполнение обязательств», — говорит Медведев.
«Этот синдром, к сожалению, висит над сотрудниками Центробанка. По сути, чиновника осудили за выполнение его функций», — считает Медведев. По его словам,
необходимо прописать в законе не просто право, но обязанность ЦБ принимать решение, основываясь на принципе профессионального суждения.
Гарантии Центробанка – хорошая мера, сходятся во мнении эксперты. «Они не только будут способствовать восстановлению доверия, но и притоку качественной ликвидности», — считает аналитик Банка Москвы Дмитрий Хамракулов. Однако многое будет зависеть от того, по каким критериям будет происходить отбор контрагентов и сделок.
«Важно найти баланс. Центробанк не может гарантировать все, это не рыночный подход, который создает неверные стимулы для работы на межбанке. С другой стороны, если ввести строгие критерии, тогда меняется смысл этих гарантий»,
— объясняет аналитик «Тройки-Диалога» Ольга Веселова.