Экспортеров могут снова обязать продавать часть их валютной выручки. Такое предложение сделал член комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков. Это снизит давление на рубль и позволит снабдить внутренний рынок дополнительными денежными средствами, заявил он в понедельник РИА «Новости».
«Для нормализации ситуации на валютном рынке и насыщения ликвидностью внутреннего рынка, на мой взгляд, необходимо вернуться к обязательной продаже валютной выручки в размере 15-20% хотя бы на один год», – сказал депутат. И не надо тратить время на подготовку специального закона. Для повышения норматива достаточно внесения изменений в нормативные акты Банка России, заметил Аксаков, поскольку механизм обязательной продажи валюты уже предусмотрен российским законодательством, просто ставка остается нулевой.
Эта норма ранее уже действовала в России. Требование продавать Центробанку часть валютной выручки от экспорта товаров была введена указом президента России Бориса Ельцина в 1992 году в связи с неустойчивой позицией рубля. Экспортеры должны были продавать 40% выручки, затем 50%.
После предыдущего финансового кризиса 1998 года норматив был повышен до 75%. Но со временем проблема оттока капитала сошла на нет, и экспортеров постепенно стали освобождать от обязанности сдавать валюту государству.
Принятые в 2003 году поправки а законодательство оставили у Банка России право устанавливать норматив продажи валюты в пределах 25%. С конца 2004 года он снизился до 10%. «Норматив уменьшали постепенно, а с 2007 года отменили обязательную продажу экспортной выручки полностью, – вспоминает вице-президент инвестиционно-финансовой группы CTrust Юлия Деева. – ЦБ надеялся снизить давление на валютный рынок и стабилизировать курс, уменьшив лишние ограничения для экспортеров по принятию решения о продаже собственной выручки, да и золотовалютные резервы были на довольно высоких уровнях». Отмена обязанности продажи валютной выручки стала одним из мероприятий в рамках повышения открытости российского финансового рынка. При сохранении валютных ограничений невозможно превращение рубля в свободно конвертируемую валюту, что необходимо для реализации цели наших властей превратить Россию в один из финансовых центров. «С учетом того, что
при рыночной экономике невозможно наличие таких понятий, как обязательная продажа или покупка чего-либо,
решено было регулирование отдать на откуп рынку», – резюмирует Деева.
Но
события последних месяцев заставили вспомнить про валютный кризис десятилетней давности. Из России усиленными темпами стал уходить капитал,
что обусловило повышение спроса на иностранную валюту, прежде всего доллар. А это, в свою очередь, давит на курс рубля, причем это давление может еще и увеличиться. «Сохранение в последние недели сравнительно высоких ставок межбанковского кредитования, как и предстоящие в IV квартале 2008 года крупные внешние выплаты российских корпораций, по-прежнему оказывают сейчас дополнительное понижающее давление на курс национальной валюты к американской денежной единице», – замечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Отток капитала и стремление удержать курс рубля не выше определенной отметки – сейчас 30,4 рубля за единицу «бивалютной корзины» Центробанка – вызывает снижение международных (золотовалютных) резервов (ЗВР) страны.
За 2 месяца с 8 августа по 10 октября золотовалютные резервы России «усохли» с $597,5 млрд до $530,6 млрд или на 11,2%.
Инициаторы введения норматива надеются, что если теперь экспортерам поневоле придется часть своей валютной выручки продавать в России, то есть менять ее на рубли, то это обеспечит приток валюты в финансовую систему и государственную «заначку». Одновременно это повысит предложение долларов и евро на внутреннем рынке, что окажет на рубль укрепляющее воздействие и может полностью устранить необходимость поддерживать его курс путем траты валюты из резервов. При этом, рассуждают чиновники,
на время можно закрыть глаза на откат от курса на либерализацию финансовой системы, тем более что подобный пример подают и экономически развитые страны,
где государство в условиях кризиса взяло на себя ведущую роль в регулировании рынков.
Впрочем, аналитики финансового рынка сомневаются в том, что инициатива Аксакова поможет сберечь валютные запасы страны. «Не думаю, что проблема ЗВР – это проблема «непродажи» валютной выручки, – замечает замдиректора инвестиционного департамента Промсвязьбанка Мария Субботина. – Судя по притокам и оттокам капитала, продажи идут». И если бы такой норматив уже действовал, ситуация вряд ли была бы иной. В то же время таким способом валюту в стране все равно не удержать.
Даже если ЗВР и вырастут,
для скупки валюты необходимо будет допечатать рублей, что подхлестнет инфляцию,
опасается начальник отдела юридического сопровождения операций компании CTrust Securuties Андрей Кувалкин.
При этом,
заставляя сейчас компании расставаться с валютой, можно еще больше ухудшить их финансовое положение.
Крупные компании и банки не могут занять на внешних рынках, и им необходимо накапливать валютную ликвидность для обеспечения погашений и возвратов заемных средств, отмечает Субботина.
Введение этой нормы может заставить компании «отряхнуть от пыли» их старые уловки.
«Например, чтобы не продавать валюту по низкому курсу Банка России, особенно после 1998 года, многие экспортеры оставляли ее на счетах своих зарубежных «дочек», образовывали совместные предприятия, а в худшем случае «рисовали» задолженность и передавали валюту контролируемым иностранным фирмам», — вспоминает Кувалкин.
Отдавать установление норматива на откуп ЦБ эксперты считают тоже неправильным, так как это даст регулятору право внезапно менять правила игры на рынке. «Компании управляют своими валютными рисками, а резкие движения могут привести к дополнительным убыткам, что в условиях кризиса неприемлемо», – предупреждает Субботина.
Для нормализации ситуации государству сейчас необходимо не вводить какие-то ограничения, а сосредоточиться на пропагандистской работе, предлагает она.
Финансовым властям нужно пресечь слухи о девальвации рубля, которые вносят свой вклад в дестабилизацию, и вообще чаще выступать с прояснением своей позиции и успокоительными заявлениями.
«Также было бы правильно гарантировать 100% частных вкладов и установить порядок их выплаты в кратчайшие сроки, чтобы успокоить волнения граждан», – заключает Субботина.