Пока российский фондовый рынок продолжал простаивать, в Кремле президент России Дмитрий Медведев и члены правительства на экстренном заседании обсудили меры по его спасению. «Предлагаю предусмотреть возможность использования денежных средств в объеме до 0,5 трлн рублей на поддержку стабильности фондового рынка, в том числе 250 млрд рублей зарезервировать непосредственно в бюджете, — заявил Медведев. — Это все нужно сделать немедленно».
Глава Минфина Алексей Кудрин, со своей стороны, предложил целый пакет антикризисных мер, среди которых
«урегулирование задолженности российских банков и возобновление торгов на российских биржах с завтрашнего дня».
Как выделенные деньги будут помогать рынку, проследит лично глава государства — он поручил Центробанку делать ему ежедневный доклад о ситуации. И дал понять, что если этого не хватит, денег могут и добавить. «Список мер носит необходимый и достаточный характер в настоящий момент. Но он может быть дополнен, если мы почувствуем в этом дополнительную необходимость», — сказал Медведев.
Средства для этого, как отмечают в правительстве, есть. «У властей России на сегодняшний день достаточно ресурсов, чтобы обеспечить стабильность финансовой сферы», — заявил президент.
Обещанных денег должно хватить для вывода рынка из пике, считают аналитики. «Почти $20 млрд — это огромная сумма. Это радует. Если вся она напрямую попадет на рынок, например, будет равномерно распределена между ведущими управляющими компаниями под 7–8% годовых, то лавинообразное падение котировок остановится», — говорит начальник отдела акций ИГ (организация запрещена в России) «Капиталъ» Константин Гуляев.
Однако поддержка, по словам экспертов, будет гораздо менее эффективной, если эти средства пойдут только через несколько крупных банков.
А именно так пока и делается — накануне Минфин увеличил лимит размещения временно свободных средств федерального бюджета до 1,514 трлн рублей (в том числе 1,13 трлн рублей пришлись на Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк).
«Пока не совсем понятно, как эти дополнительные 500 млрд рублей будут поступать на рынок. Если они попадут только к крупным банкам, то игрокам второго-третьего-четвертого круга просто ничего не достанется», — опасается Гуляев. «Размещение дополнительных бюджетных средств в трех крупнейших банках страны нужного влияния на рынок не оказало, так как деньги до банков второго и третьего круга не дошли», — соглашается начальник департамента международных отношений и межбанковского бизнеса Русского банка развития Юрий Амвросиев. Он объясняет это кризисом доверия, возникшим после появившейся информации о проблемах инвестбанка «КИТ Финанс». «К сожалению, слухи не стихают, а, наоборот, усиливаются, пополняясь новыми банками, у которых якобы возникают проблемы. Все это не добавляет уверенности рынку, а российский рынок находится не на том уровне, когда заявления властей вселяют стопроцентную уверенность в его участников. Слишком свежи воспоминания о 1998-м и 2004-м годах», — отмечает Амвросиев.