Российские предприниматели не считают внедрение инноваций достойной подмогой в конкурентной борьбе. Это следует из опроса 250 компаний среднего бизнеса (с количеством персонала от 100 до 499 человек), проведенного Grant Thornton International. Только 39% респондентов назвали инновации одним из факторов конкурентного преимущества, тогда как в среднем по миру — 46%. Меньше инноваций российские предприниматели ценят только экономию на масштабе и международные рыночные связи.
На первое место опрошенные поставили качество товаров/услуг.
И в этом мнение россиян совпало со взглядами зарубежных коллег: в России этот фактор набрал 73%, а в мире — 70%.
В регионах эта картина не меняется. Хотя здесь к инновациям наблюдается чуть больше уважения — в Перми им отдали голоса 46% опрошенных, в Самаре и Екатеринбурге — по 40%. Но в Санкт-Петербурге — 34%, а в Нижнем Новгороде — 32%.
Главное, что помогает выиграть у конкурентов в регионах, — квалификация сотрудников.
Предприниматели совершенно правы: инновации, о внедрении которых так любят говорить российские власти, сейчас невыгодны, считают эксперты. «Исследование отражает объективное состояние развития среднего бизнеса в России», — признает генеральный директор УК ОФГ «Инвест» (UFG Asset Management) Андрей Подойницын. «Пожалуй, правы будут предприниматели, поставившие инновации в конец списка наиболее значимых источников конкурентного преимущества. На быстрорастущем рынке и так все хорошо для того, чтобы отвлекаться на такие не вполне очевидные способы вложения средств», — говорит начальник аналитического департамента «Арбат Капитал» Сергей Фундобный.
Это еще раз подчеркивает, что Россия — сырьевая держава. «В России в структуре экспорта основное место занимают товары с низкой добавленной стоимостью, где внедрение инноваций намного менее актуально. Инновации внедряют ремесленнические хозяйства, совершенно не развитые в России», — отмечает Подойницын. Да и в несырьевом секторе, как отметил Фундобный,
российская экономика, к сожалению, «пока развивается по большей части экстенсивно, экономический рост носит куда более количественный, нежели качественный характер».
Против новых технологий у нас играют административные барьеры и коррупция. Это, по словам Фундобного, значительно увеличивает конечную стоимость внедрения инноваций в денежном и временном, «что снижает их экономическую эффективность».
Сделать инновации популярными у нас будет особенно сложно, поскольку для них нужна развитая экономика, где сложилась система малого и среднего бизнеса. «Ярким примером является Швейцария. За счет использования патентов и внедрения инноваций экономика этой страны заслуженно входит в число лидирующих в мире», — иллюстрирует Подойницын.
В развивающихся экономиках, к которым относится российская, главное преимущество — скорость.
«А внедрение инноваций требует определенных затрат времени и средств. Это принесет отдачу, скорее всего, не сразу. Поэтому силы и средства, направленные вместо дальнейшей экспансии на инновации, в результате могут действительно привести к снижению конкурентных преимуществ и рыночной доли предприятия. Сейчас важнее застолбить территорию, а ее обработкой можно будет заняться позднее», — объясняет Фундобный.
Повысить привлекательность инноваций может только помощь со стороны государства, которое должно активнее стимулировать их внедрение. «Это вопрос времени и усилий государства по созданию наиболее благоприятного для инноваций климата в стране», — считает Фундобный. «Учитывая пристальное внимание президента России к вопросам малого и среднего бизнеса, процесс может пойти быстрее, чем в предыдущие годы», — надеется Подойницын.