Найдена основная причина нынешнего глобального продовольственного кризиса, считает газета The Guardian. Газета ссылается на попавший к ней «секретный» доклад Всемирного банка (ВБ), где утверждается, что субсидирование развитыми странами производства биотоплива вызвало 75-процентный рост цен на продукты питания во всем мире. К сходным выводам пришло и британское правительство, которое подготовило своё исследование на ту же тему — доклад Галлахера.
Из него следует, что биотопливо «сыграло заметную роль в росте продуктовых цен».
По оценке аналитиков ВБ, с 2005 года цены на продукты в мире, в том числе на зерновые, выросли вдвое. Споры о том, что стало тому причиной, не утихают. Развивающиеся страны возлагают всю вину на развитые, которые субсидируют производство зерна для биотоплива и тем самым уменьшают предложение продуктов питания. Но те, в свою очередь, заявляют, что всему виной игры спекулянтов и рост спроса из-за увеличения благосостояния в Индии, Китае и других странах третьего мира, а биотопливо ни при чём. Так, правительство США утверждало, что субсидирование производства биотоплива ответственно лишь за 3-процентный рост цен на продовольствие. Страны не пришли к консенсусу и на саммите продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, проходившем в июне в Риме. Как писала «Газета.Ru», саммит не определил и пути выхода из кризиса.
Новое, основанное на самом детальном анализе из проведённых до сих пор, как считает The Guardian, исследование ВБ подтверждает правоту развивающихся стран. И может оказать давление на США и европейские страны, которые заинтересованы в производстве энергии из растений, уменьшая тем самым выброс «парниковых газов» и снижая зависимость от нефтяного импорта. Возможно, поэтому доклад до сих пор и не был опубликованы, делает предположение газета, хотя доклад Галлахера должен был быть обнародован на прошлой неделе, а исследование ВБ было завершено ещё в апреле.
ВБ и Великобритания, сильно связанные с США, не хотят обострять отношения с Белым домом и ставить в дурацкое положение Джорджа Буша.
Российские эксперты соглашаются, что биотопливо внесло значительный вклад в рост цен на зерно, но приведённая 75-процентная оценка им кажется завышенной. «Пожалуй, это перебор», – замечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. К примеру, для производства биотоплива широко используется сахарный тростник. Но это происходит в основном в Бразилии. А эта страна известна своим «аграрным чудом», её сельское хозяйство прекрасно развивается при одном из самых низких уровней господдержки в мире, порядка 3%. Сокращение сельхозсубсидий в Европе и увеличение спроса на продукты развивающихся стран влияют на рост цен никак не меньше, добавляет Николаев. Об этом свидетельствует, например, что последний год молочная продукция дорожала быстрее, чем зерно. Основной же фактор – «мировая инфляция», ведь дорожала не только еда, считает начальник аналитического отдела финансовой группы «Церих» Николай Подлевских.
К тому же пока биотопливо составляет лишь 1,2% от топлива, полученного из «традиционных» источников (нефть, газ, уголь, гидростанции и т. д.), добавляет эксперт.
Но скоро цифра, названная Всемирным банком, может перестать казаться преувеличением. Ведь производство топлива из биомассы будет увеличиваться. Это связано с планами многих правительств наращивать его использование. «В Евросоюзе к 2010 г. на биотопливо должно прийтись 6% потребляемой энергии, а Швеция заявила, что к 2020 г. вообще откажется от потребления нефти», – замечает Николаев. Всему виной – рост цен на нефть, ведь производство биотоплива стало выгодным уже при 70-80$ за баррель, замечает он.
Производство этанола и биодизеля за последний год выросло в 2 раза, и в ближайшие 2-3 года рост будет не меньшим, рассказывает Подлевских. Такой взрывной рост не позволяет точно оценить, как влияет отвлечение от пищевого производства кукурузы, сахарного тростника, рапса, подсолнечника на цены. «В слагаемых цен на продукты, как и в нефтяных котировках, слишком много спорных, непростых моментов, фундаментальных и спекулятивных факторов, – рассуждает аналитик. – Лучше говорить о том, какой вклад биотопливо вносит в снижение предложения продуктов питания». А этот вклад уже достаточно большой. Если в 2004 г. было 97 заводов, перерабатывающих биомассу, то в прошлом году их стало уже 135, и ещё 75 строятся и войдут в строй в ближайшие 2-3 года. Чтобы загрузить все эти мощности, потребуется порядка 5-10% всех засеваемых соответствующим биосырьём посевных площадей, считает эксперт.
Производство биотоплива станет существенным фактором роста цен на продовольствие в ближайшие 1,5-2 года, заключает Подлевских.