Продовольственные карточки, о которых правительство вспомнило из-за бешеного роста цен, оказались по душе россиянам. 51% населения высказываются за введение таких заменителей денег для малоимущих, показал опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При этом хотели бы получить продуктовую карту и чувствуют в этом необходимость 28% наших граждан.
Государство обязано помогать малоимущим, люди «не будут голодать», объясняют свою позицию сторонники карточек. Есть и такие, кто считает, что «это гуманно», что карточки «дадут малоимущим уверенность в будущем» и даже «сократят число бедных».
В Госдуме уже зреет законопроект, который должен сделает талоны явью. Председатель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по агропромышленному комплексу Иван Оболенцев рассказал агентству «Интерфакс», что продуктовые талоны предлагается выдавать на 1000 рублей в месяц. Магазины будут принимать их в счет оплаты товара, а затем отдавать в банк, который вернет деньги магазину, а сам выставит счет федеральному бюджету.
По карточкам нельзя будет купить табак и алкоголь.
Прочих ограничений, в том числе требований покупать только отечественные продукты, как заверил Оболенцев, не будет. Охватить этой акцией планируется около 13 млн человек. Сторонники внедрения продуктовых карточек ссылаются на опыт США, где около 28 млн человек получают food stamps. «И в Западной Европе есть аналогичные карточки», — дополняет старший аналитик ИК «ЦентрИнвест Секьюритис» Владимир Рожанковский.
«Это адресная помощь, которая более эффективна, чем различные государственные дотации. Если с этого начать, можно сбить волну инфляционных ожиданий социального характера»,
— одобряет введение карточек эксперт.
Глава Минсельхоза Алексей Гордеев видит в этом шаге и другие плюсы: продовольственные талоны — это не только социальная помощь малоимущим, но и госзаказ, который может поддержать развитие отечественного сельского хозяйства.
«Если даже из этой тысячи рублей 600—650 рублей дойдет до отечественных производителей, а я думаю, что приблизительный расклад будет таким, это будет хорошей поддержкой»,
— соглашается Оболенцев.
Правда, пока политическое решение о ведении карточек не принято. «Этот вопрос находится на уровне обсуждения. Процедурных шагов не было», — заявил журналистам спикер палаты Борис Грызлов.
Решение действительно непростое, ведь у населения в памяти еще свежи талоны эпохи тотального дефицита начала девяностых, есть и те, у кого карточки ассоциируются с голодными военными и послевоенными годами. Каждый третий россиянин (34%) отрицательно относится к ней, а 15% категорически отметают. Характерно, что такой ответ популярен в первую очередь среди малообеспеченных граждан, которые и будут получателями талонов. Так, респондентам, относящим себя к хорошо материально обеспеченным, введение продталонов нравится больше (+60%, —30%), чем средне (+49%, —34%) и, тем более, плохо обеспеченным (+50%, —38%).
«Это позор для страны, возврат к советскому прошлому, к военным голодным годам,
— объясняют свою позицию несогласные. — Люди, покупающие продукты по карточкам, будут чувствовать себя изгоями». Многие также опасаются спекуляций карточками и уверены, что до бедных заветные бумажки даже не дойдут. Часть респондентов предлагает решать проблему повышением зарплат и пенсий.
«Вряд ли можно говорить о решении проблем для малоимущих путем создания дефицита или условий, которые напоминают ситуацию из прошлого», — разделяет эти опасения главный экономист инвестиционного банка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Для сельского хозяйства, на его взгляд, это тоже не спасительная соломинка. «Зачем говорить о госзаказе, когда есть более прямые методы финансирования — субсидирование производителей, нацпроект», — задается вопросом эксперт.