Во вторник международное рейтинговое агентство Standard & Poor's вынесло важное для России решение. Прогноз по долгосрочным рейтингам государства был повышен со «стабильного» до «позитивного». Остальные показатели оставлены без изменений. Суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте: долгосрочные — «BBB+/А-», краткосрочные рейтинги — «A-2».
Как поясняет S&P, повышение оценки вызвано ростом резервов государства. Запасы ликвидности в иностранной валюте, накопленные российским правительством, таковы, что
даже если российскую банковскую систему охватит дефолт и государство из своих резервов выплатит все $147 млрд ее внешних обязательств, то остатка хватит на то, чтобы платить по своим долгам в течение девяти месяцев.
Это в три раза больше среднего показателя для стран с рейтингами категории «А», подчеркивает S&P.
В условиях растущих цен на нефть российские резервы продолжат увеличиваться, полагают в S&P. «Пересмотр прогноза отражает наши ожидания дальнейшего роста бюджетных и внешних резервов страны, которые уже и на данный момент достаточно значительны», — отметил кредитный аналитик Standard & Poor's Фрэнк Гилл.
Для российской экономики такое признание успехов очень важно. «Повышение прогноза — это сильный знак для инвесторов. Тем более, что Standard & Poor's придерживается консервативных оценок, — говорит аналитик «Тройки Диалог» Антон Струченевский. —
Это отражает убежденность, что нынешний кризис не является для России фатальным, и она успешно выйдет из него».
В первую очередь, изменение благоприятно скажется на фондовом рынке. «У инвесторов сохраняются макроэкономические опасения относительно развивающихся рынков. Но на фоне остальных из них Россия выглядит неплохо, подтверждение чему инвесторы и получили от S&P», — считает Струченевский.
Для российских предприятий решение S&P означает упрощение заимствований на внешних рынках. «Это улучшение условий кредитования для всех компаний как для государственных, так и для частных», — отмечает Струченевский.
«Выиграет, в первую очередь, финансовый сектор — Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ, бумаги которых торгуются на фондовом рынке. Они в свою очередь сами будут субсидировать экономику. Но проще всего занимать станет «Роснефти» и «Газпрому», которым постоянно не хватает денег»,
— объясняет старший специалист управления консультационного обслуживания ИГ (организация запрещена в России) «Ист Коммерц» Павел Дерябин. Для таких государственных гигантов улучшение условий кредитования означает и снижение стоимости старых долгов. «В конечном счете, от сокращения стоимости фондирования для госкомпаний, обеспечивающих до 80% ВВП, выиграет вся экономика», — говорит Дерябин.
Однако даже благосклонность S&P не поможет предприятиям, которые до сих пор не имели возможности кредитоваться за рубежом.
«Это как мертвому припарки. Условия кредитования для таких предприятий останутся прежними — жесткими и тяжелыми», — считает Дерябин. «Повышение прогноза не является прорывом, после которого мы будем купаться в золоте и долларах. Речь идет о постепенном улучшении положения», — согласен Струченевский.
Эксперты советуют компаниям пользоваться моментом и набирать кредиты под развитие. Но при этом следует помнить, что ситуация с ценами на нефть может ухудшиться, а с ней и наши рейтинги. «Экономике деньги нужны всегда. Однако нужно помнить о том, что условия могут ухудшиться и рейтинги вновь понизятся», — предупреждает Дерябин. Правда, произойдет это, по его подсчетам, не скоро.
Сам S&P предупреждает, что его оценка зависит и от курса, который выберет новое правительство.
«Прогноз «позитивный» по рейтингам Российской Федерации отражает потенциал повышения рейтингов вследствие политики преемственности, проводимой новым правительством, и большей координации налогово-бюджетной и монетарной политики как составляющей долгосрочной приверженности политике стерилизации и сбережения доходов, полученных вследствие благоприятной конъюнктуры торговли, — заявил Гилл. — Но долгосрочный прогноз может быть вновь пересмотрен на «стабильный», если политика аккумулирования резервов в специальные бюджетные фонды или планируемые изменения политических структур не будут реализованы».