Мировые цены на нефть устанавливают очередные рекорды. Так, цена на сырую нефть на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже накануне поднялась на 2,62%, а в результате сделки с апрельскими фьючерсами на нефть Light Sweet цена барреля достигла $108,17. В то же время цена апрельских российских нефтяных фьючерсов REBCO выросла на 1,76% до $100,5 за баррель. Рекордно высока и цена нефтяной «корзины» ОПЕК, включающей 12 сортов нефти. Она на прошлой неделе впервые превысила $99 за баррель.
И это не предел. «В этом году основные факторы, влияющие на рост нефтяных цен, политические — это ситуация на Ближнем Востоке. Также сказывается снижение базовой процентной ставки в США и ослабление доллара. По Brent в этом году мы пробьем $120 за баррель. Средняя цена в 2008 году составит $100 за баррель», — прогнозирует начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. «Мы закладывали $85 за баррель как среднюю цену в 2008 году. Но, как мы видим, она может быть и выше», — отмечает старший аналитик ИК «Антанта Капитал» Тимур Хайруллин.
В последующие годы тенденция, по прогнозам экспертов, сохранится. При наиболее оптимистичном варианте рост составит по 14% ежегодно, так что к 2015 году баррель нефти может стоить $220, говорит эксперт. Снижение же цен возможно лишь в случае сокращения мировых темпов роста вслед за рецессией в США, что приведет к сокращению спроса на нефть. Для реализации этого сценария также необходимо развитие альтернативных источников энергии и стабилизация обстановки в неспокойных пока нефтедобывающих регионах.
России рост цен на нефть — благо.
«В краткосрочной перспективе это на пользу российской экономике — больше доход в федеральный бюджет и в бюджеты компаний»,
— отмечает старший экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. Значительная часть поступлений пополнит «государственные копилки» — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Сейчас поступления в бюджет от продажи нефти регулируются экспортными пошлинами. «Пошлины зачисляются в бюджет, бюджет исполняется, и если остается профицит, он поступает в Резервный фонд, размеры которого не должны превышать 10% ВВП. В случае переполнения Резервного фонда, сверхдоходы перечисляются в Фонд национального благосостояния», — напоминает Тихомиров. На 2008 год средняя цена нефти, из которой исходило правительство при подготовке бюджета, — $74 за баррель. Уже при этой цене у нас прогнозируется профицит бюджета. Сбалансированным, то есть без дефицита и без профицита, он будет при цене $65 за баррель. «Это ситуация, когда желаемое неизбежно. Сейчас происходит перераспределение мирового богатства от стран — потребителей нефти к странам-экспортерам», — отмечает Разуваев.
Расцвет России видят и за рубежом. Так, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's во вторник повысило прогноз по рейтингу России со «стабильного» до «позитивного». Как сообщается в пресс-релизе агентства, причиной этому стал рост международных резервов страны.
Среди российских компаний наибольшую прибыль от нефтяных рекордов получает «Газпром». «Цены на газ в Европе следуют за нефтью с лагом шесть-восемь месяцев», — объясняет Разуваев. Также хорошо смотрятся «Новатэк», «Роснефть».
Высокие нефтяные цены могут повысить привлекательность российского фондового рынка в глазах иностранных инвесторов.
Впрочем, хотя основу капитализации фондового рынка и составляет «нефтянка», прямой связи с ценой на нефть у него нет. Отечественный рынок подвержен влиянию извне, поэтому снижение зарубежных торговых площадок часто перекрывает положительные эмоции от роста цен на нефть. «В первую очередь, из-за жесточайшей системы налогообложения нефтегазового сектора», — объясняет Разуваев. Впрочем, по его словам, на рынке ходят слухи, что новый президент России Дмитрий Медведев смягчит налоговую политику. «В этом случае акции нефтяных компаний взлетят», — уверен Разуваев.
Приток нефтедолларов обеспечивает Россию дополнительной ликвидностью.
«Экспортная выручка в ситуации ухудшения условий внешних заимствований дорогого стоит», — считает Разуваев.
Впрочем, высокие цены на «черное золото» могут серьезно подвести Россию, не устают предупреждать эксперты. «В среднесрочной и долгосрочной перспективе эта ситуация скорее во вред экономике.
Продолжающийся приток денег создает дополнительное инфляционное давление, что значительно затрудняет процесс формирования устойчивой финансовой системы. К тому же нефтяные поступления устраняют стремление правительства к реформированию»,
— объясняет Тихомиров. Появляется иллюзия, что все проблемы могут быть решены за счет нефтедолларов.