Наблюдательный совет Сбербанка утвердил новую структуру управления центрального аппарата банка и изменения в составе правления. Об этом вечером во вторник сообщила пресс-служба банка. В Сбербанке в качестве самостоятельных подразделений выделяют розничный и корпоративный блок, создают блок территориального развития, а также блок, ответственный за стратегию и развитие банка в целом. При президенте — председателе правления появится коллегия руководителей территориальных банков. «Изменения в организации — это первый шаг, приближающий банк к международной практике корпоративного управления», — отмечают в пресс-службе.
Главной новостью, конечно, стала смена состава правления.
После того как прежний президент банка Андрей Казьмин принял предложение возглавить «Почту России», а банк возглавил бывший министр экономического развития и торговли Герман Греф, «по собственному желанию» и «в связи с переходом на другую работу» из правления банка вышли первый заместитель председателя Алла Алешкина, а также Ирина Бохан, Александр Бринза, Андрей Манойло и Андрей Погодин. Теперь Сбербанк нашел им замену. Правда, не всем — место Алешкиной пока вакантно. «Я предполагаю, что это не скорое назначение», — сказал новоназначенный член правления Станислав Кузнецов.
Заместителем председателя правления, курирующим финансовый блок Сбербанка, назначен Антон Карамзин. Членами правления стали: старший вице-президент Денис Бугров, старший вице-президент Ольга Канович, старший вице-президент Станислав Кузнецов, старший вице-президент Виктор Орловский.
Несмотря на то что президент — председатель правления Герман Греф отрекомендовал новичков как молодых, но опытных специалистов, аналитики банковского сектора остались не слишком довольны таким выбором. «На мой взгляд, замена управляющих оказалась не в полной мере адекватной. Пост первого зампреда пока не занят, и неясно, кто на него может претендовать. К сожалению, при всем уважении к профессиональному опыту новых руководителей он все же не вполне сопоставим с профилем и масштабом Сбербанка», — говорит заместитель руководителя аналитического отдела «Совлинк» Ольга Беленькая.
«Из новых членов правления только у Ольги Канович прежним местом работы был коммерческий банк»,
— прямо отмечает аналитик «Антанта-Капитал» Максим Осдачий.
Старший вице-президент по стратегии Денис Бугров до этого был партнером компании McKinsey. «Разумеется, McKinsey — общепризнанный международный бренд в консалтинге, но, судя по биографии г-на Бугрова, размещенной на сайте банка, он, хотя и участвовал в разработке проектов развития в банковском секторе, не имеет непосредственного опыта работы в банковских структурах, — отмечает Беленькая. — А степень ответственности за разработку и результаты реализации стратегии в консалтинге и в реальной производственной среде существенно различается».
Зампред правления Карамзин имел опыт работы в таких банковских организациях, как Ситибанк и Morgan Stanley. «Но все же стоит отметить, что он работал в основном в российских «дочках» крупнейших глобальных финансовых институтов, где масштаб и структура бизнеса заметно отличаются от Сбербанка», — считает Беленькая.
Впрочем, есть и более лояльные мнения. «Достаточно квалифицированный состав. И люди достаточно агрессивные. Я имею в виду, когда человек переходит на новое место работы после 15 лет работы на прежнем — это сильно подстегивает и является отличной мотивацией для дальнейшего карьерного роста, разработки и участия в новых проектах», — говорит аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко.
Эксперты проводят спортивные параллели: в футболе можно набрать полную команду звезд, но выиграют ли они?
Но все же вряд ли именно такие соображения удержали Грефа от приглашения более именитых специалистов. «Вероятно, ограниченность бюджета не позволила Грефу пригласить на работу в Сбербанк звезд банковского бизнеса», — полагает Осадчий.
В то же время, по данным отчетности Сбербанка по МСФО за 9 месяцев 2007 года, именно вознаграждения топ-менеджменту росли наибольшими темпами. За этот период руководящий состав получил 1,1 млрд рублей, тогда как годом ранее почти вдвое меньше — 674 млн рублей. Особо резкий рост выплат топ-менеджменту, отмечали аналитики, произошел именно тогда, когда появилась информация о том, что Казьмин может покинуть банк.
В III квартале вознаграждения выросли в пять раз по сравнению с тем же кварталом 2006-го, и связано это было с бонусными программами уходящему руководству.
Видимо, оставившие банк члены правления выкачали из него так много, что пришлось экономить, подбирая им замену.