Москва и область могут оказаться в условиях топливного кризиса. Ряд изданий опубликовали прогноз, согласно которому в ближайшее время Центральный федеральный округ ждет не только жесткий дефицит бензина, но и подорожание топлива на 15–20%.
Неделю назад «Газета.Ru» уже писала, что дефицит и рост цен на бензин в Москве может быть вызван профилактическими работами на Московском нефтеперерабатывающем заводе, а также ремонтом на Рязанском НПЗ. Однако эксперты называют и другие факторы.
«По нашим и по некоторым другим данным, средний индекс цены на бензин вырос, — рассказывает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. — Хотя о росте цен как таковом говорить нельзя». Этот парадокс Аркуша объясняет тем, что по России очень велик разрыв между минимальными и максимальными ценами на бензин.
И в то время, как максимальные цены остаются на прежнем уровне, минимальные постепенно к ним подтягиваются.
Глава Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко называет другую угрозу: крупные компании регулярно поставляют сырье на собственные заправки, но для независимых заправщиков бензина уже не хватает, так как высокие экспортные цены заставляют отечественных нефтяников отправлять свой продукт за границу. По мнению Сергиенко, в ноябре ситуация не улучшится. «В результате оттока российского бензина за рубеж, оптовые цены на топливо на внутреннем рынке будут расти, — поясняет глава РТС. — Кроме того, если упадут нефтяные котировки, то в следующем месяце компаниям придется заплатить экспортную пошлину гораздо больше, чем будет собственно их прибыль».
Дело в том, что экспортная пошлина устанавливается раз в два месяца по результатам мониторинга цены на нефть за предыдущий период. Если за это время цена на нефть падает, компаниям приходится платить за экспорт больше, чем они зарабатывают. Если цена растет, то нефтяники получают дополнительную прибыль. Учитывая последнее резкое падение нефтяных цен (почти на $3 за баррель), не исключено, что тенденция к снижению котировок уже наметилась, и в этом случае нефтяники действительно могут потерять крупные суммы.
«Чтобы возместить ущерб, компании будут вынуждены поднять оптовые цены, поэтому сейчас сложно сказать, что будет с розницей», — говорит Сергиенко.
Эксперт не исключает, что сверху будет проведена инициатива замораживания розничных цен — представители нефтяных компаний уже приглашены на переговоры с правительством.
Евгений Аркуша также полагает, что политическая обстановка в России не позволит нефтяникам поднять цены на свою продукцию и в ближайшей перспективе скачка цен на топливо не случится. «Политическая целесообразность в данном случае превалирует над экономической выгодой, — говорит Аркуша. – В нынешней сложной обстановке — вспомнить хотя бы резкий взлет цен на продовольствие — нельзя поднимать топливные цены, и все это прекрасно понимают».