Госуслуга в виде помощи при переезде для работы предоставляется с 2012 года. Она включает в себя оплату проезда, суточных расходов, аренды жилья или провоза имущества и выплаты единовременного пособия, если человек переезжает на постоянное место жительства (ПМЖ).
Финансовая поддержка предоставляется регионами за счет собственных средств. В настоящее время есть два варианта переселения: когда на новое место перебирается только безработный и когда он это делает вместе с семьей.
В последнем случае, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Минтруда, выплаты распространяются на всех членов семьи.
Всего за время действия программы такой услугой для переезда воспользовались 69,3 тыс. человек. При этом с каждым годом динамика переселения падает. Если в 2012 году в другую местность ради трудоустройства переехало почти 10 тыс. человек, то в 2014 году – 7,4 тыс., а в 2020 году – только 5,7 тыс.
За первые три месяца 2021 года услугой воспользовались 1758 человек. Результаты программы переселения с семьей еще более скромные, за все эти годы ею воспользовались 3 тыс. человек – чуть больше 300 человек в год.
Данная программа не оказывает сколько-нибудь значимое влияние на миграцию населения и межрегиональную трудовую мобильность, отмечает ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Никита Мкртчян. Согласно данным «Объединенной расчетной системы», численность временных трудовых мигрантов, которые работают в других регионах и возвращаются домой к семьям не чаще одного раза в неделю, составляет в последние годы 1,8-1,9 млн человек. «И это минимальная оценка данного явления, — подчеркивает эксперт. — Численность межрегиональных трудовых мигрантов — порядка 2 млн человек».
На помощь в переезде или переселении могут претендовать только безработные граждане, зарегистрированные в центрах занятости. Минтруд предлагает распространить действие услуги еще и на тех, кто ищет работу и готов ради нового места переехать временно или на ПМЖ.
«По данным Роструда, в первом полугодии этого года около 5% из обратившихся в центры занятости, кто не смог реализовать свои профессиональные навыки по месту жительства, изъявили желание переехать для трудоустройства, — отметили в пресс-службе ведомства. — Поэтому предлагаемые поправки в закон могут послужить еще одной дополнительной мерой для поддержания занятости в регионах».
В 2020 году за помощью в поиске работы обратились 7,5 млн человек, говорится в пояснительной записке. Из них 367,4 тыс. изъявили желание работать в другом регионе. С 1 января по 31 мая 2021 года таковых было 1,6 млн и 71,4 тыс. граждан соответственно.
Однако законопроект потребует дополнительных средств от бюджетов субъектов РФ. По состоянию на 2 июня численность граждан, согласных работать в других местностях, составляет 39,5 тыс. человек.
Если предположить, что все они решатся на этот шаг, от субъектов потребуется примерно 430,8 млн рублей дополнительных средств, говорится в пояснительной записке. Поэтому поправки допускают привлечение работодателей в качестве участников софинансирования переезда или переселения работников. На практике в Хабаровском крае, Магаданской и Архангельской областях так уже и происходит.
Наибольшее число желающих переехать в Пермском крае (более 10 тыс. человек), Челябинской (почти 7 тыс.), Вологодской (почти 3 тыс.), Новосибирской (почти 2,3 тыс.) и Самарской (почти 2 тыс.) областях. Есть такие и в Москве — 721 человек. По нулям в Санкт-Петербурге, Севастополе, Северной Осетии, Чечне и Чукотке.
Размер единовременного пособия при переселении в каждом регионе разный.
Самые большие деньги предлагает Ленинградская область – 121,3 тыс. рублей. На втором месте по щедрости Камчатский край — 100 тыс. рублей.
Замыкает тройку республика Северная Осетия – Алания – 60,7 тыс. рублей. Содействие в переселении оказывают органы службы занятости по месту жительства гражданина.
Практика показала, что в рамках региональных программ привлекаются в том числе работники по «распространенным профессиям», таким как водитель или слесарь-ремонтник. «Сейчас чаще всего пользуются возможностью получения государственной поддержки при переезде повара, водители, инженеры и медицинские сестры, — рассказали в Минтруде. — При этом в региональной практике есть примеры содействия при переезде инженерам, работникам производства».
Чтобы избежать всяческих злоупотреблений, Минтруд предлагает предоставить субъектам право утверждать перечень профессий, которым будет отказано в оказании содействия по переезду или переселению. Такое же право будет у федерального правительства.
«Даже если число пользующихся поддержкой в переезде/переселении возрастет в два-три раза, это все равно будут малозначимые цифры», — говорит Никита Мкртчян. Главным сдерживающим фактором в привлечении работников из других регионов, по его словам, является необходимость обустроить новое место жительства им и их семьям. У работодателей таких возможностей нет.
«Дело в том, что государство оказывает содействие только при переезде в определенные регионы, — рассказывает адвокат, член Ассоциации юристов России Марина Астаева. — На сегодняшний день, это 18 регионов преимущественно отдаленных от центральной части страны. Помимо этого, многие граждане, нуждающиеся в работе, не обладают достаточной информацией о данной программе».
Новые меры, по ее мнению, повысят число лиц, получающих госуслугу, так как они действительно значительно расширят круг граждан, которые смогут ее получить. Сдерживающим фактором станет тот факт, что она реализуется и финансируется субъектами РФ.
«В настоящее время государство оказывает содействие в переезде и выплачивает подъемные, но только определенным категориям — например, военнослужащим по контракту или депутатам», — рассказывает, в свою очередь, доцент департамента правовых дисциплин юридического факультета университета «Синергия» Лариса Крушанова.
Новый законопроект она считает «популизмом, не имеющим ничего общего с обеспечением кадрами трудодефицитных отраслей и предприятий». Идея, по ее словам, не новая. В советский период существовали организованные формы переселения — сельскохозяйственные переселения и оргнабор рабочих. Особый вид переселения касался молодых специалистов, получавших распределение к месту работы. В первых двух случаях государство принимало на себя обязательство выплатить «подъемные» — денежные средства на проезд, суточные и первоначальное обустройство как на главу семьи, так и на ее членов.
Для тех, кто переселялся по сельхозпереселению, на принимающие хозяйства возлагалась обязанность обеспечить переселенцев домом с последующей оплатой 50% за счет государственных средств, 50% – за счет средств переселенцев.
На эти цели государство выдавало кредит сроком до 10 лет под 1% годовых. Принимающие хозяйства должны были обеспечить продовольственной возвратной или невозвратной ссудой. Орграбочие также получали подъемные на себя и членов семьи.
Однако в качестве жилья предоставлялось койко-место в общежитии, для семейных – комнаты, если такие имелись. Что касается молодых специалистов, то предприятие, принимавшее их, предоставляло им койко-место, а в течение трех лет предоставляло им отдельную квартиру.
«Готов ли современный работодатель предоставить хотя бы половину тех социальных гарантий, что были в советский период? – задает риторический вопрос Крушанова. – Все упирается в деньги и целесообразность подобных мер».