В связи с повторной вспышкой заболеваемости от дельта-штамма и наметившимся в последние месяцы ростом мировых цен на нефть Индия столкнулась с тяжелой ситуацией на национальном топливном рынке. Согласно данным, опубликованным на профильном портале «НефтьКапитал» национальная добыча нефти в стране колеблется в районе 770 тыс. барр/сутки, при этом импортируемая часть всех национальных запасов нефти доходит до 80%.
После Китая и США Индия является третьим самым крупным потребителем нефти, а по объемам импорта данного сырья в Азии уступает только КНР. Системный кризис в нефтяной отрасли привел к тому, что Индия испытывает острую нехватку углеводородных ресурсов. Поэтому и правительство, и национальные компании решили способствовать восстановлению отраслевой добычи и наращиванию запасов. Согласно «НефтьКапиталу» руководство ONGС Videsh (местная нефтегазовая компания) планирует в течение года запустить соответствующие проекты и тендеры на сумму около $4,03 млрд. По сведениям, полученным Business Standart, ,более половины этой суммы может уйти в совместные российско-индийские проекты. Москва, как сообщает издание, предложила ONGC Videsh несколько месторождений. Также ведутся переговоры по вовлечению Индии в инвестиционные проекты по разведке новых месторождений нефти и газа в Арктике.
На данный момент самыми активными проектами по совместной добыче в топливноэнергетической отрасли на территории РФ являются «Сахалин-1», проекты на Ванкорском кластере и в Республике Саха (Якутия). Также с прошлого года сотрудничество между Россией и Индией было расширено экспортными поставками сжиженного природного газа.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает, что прорабатываемый на данный момент инвестиционный проект скорее всего будет оформлен в сотрудничестве с какой-либо из российских компаний с самой большой долей добычи на рынке.
Причем положительный опыт работы с такими компаниями у Индии уже есть. Та же «Indian Oil Corporation Limited» в прошлом году уже заключила контракт на поставку 2 млн барр сырья до конца года (хотя это и около 1% российского экспорта нефти).
Много или мало
Сравнивая суммы обсуждаемых инвестиций в совместные проекты ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович упомянул СПГ-проекты «Новатэка», в которые уже вложились Китай и Франция. В частности, Total E&P Salmanov обязались заплатить $1,3 млрд денежными средствами за покупку 10% по участию в «Арктик СПГ 2». Таким образом
эксперт признает, что предполагаемая сумма в $2-3 млрд — немалая, но при дальнейшем сравнении очевидно, что она пока не станет критически весомой и значимой долей в доходах и инвестициях по всей нефтегазовой отрасли.
Однако, по мнению исполнительного вице-президента «НьюТек Сервисез» Валерия Бесселя, предварительно названная сумма скорее всего является просто начальным минимумом и будет расти с ходом переговоров. Он считает, что
российская нефтегазовая отрасль недоинвестирована и еще не достигла пика своего потенциала, а государственная заинтересованность Индии в получении углеводородных и топливных энергоресурсов при этом — колоссальная.
Он объясняет это тем, что динамика развития экономики Индии одна из самых высоких, но для дальнейшего развития которой им нужна энергия и в больших количествах.
Артем Деев из AMarkets соглашается с этим мнением, указывая на то, что Индия — самый быстрорастущий рынок потребления нефти в мире (третье место после Европы и Китая) с объемом 5 млн баррелей в сутки. И вполне естественно, что масса поставщиков заинтересована в том, чтобы получить свою долю этого рынка.
Деев считает, что Индия является своеобразным «лакомым» кусочком для многих стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов. «Экспортные поставки сырья в Индию могут увеличиваться по мере сжатия европейского рынка, где активно проводится политика по сокращению использования ископаемого топлива»
, — сказал эксперт, уточнив, что это перспектива ближайших 5-7 лет, в течение которых российским поставщикам необходимо найти способы перераспределения потоков поставок с европейского на азиатское направление.
Бессель также отмечает перспективность данного проекта. По его мнению, высвобожденные благодаря индийским инвестициям собственные средства российских партнеров могут пойти на развитие нефтегазовой конъюнктуры, улучшение технологий для увеличения объемов и глубины добычи, а также развитие качества нефтепереработки.
В беседе с «Газетой.Ru» эксперт подчеркивает необходимость вкладывать деньги в поиски месторождений ближе к партнеру и развивать новые технологии, чтобы в будущем иметь возможность поставлять нефть и другие топливно-энергетические ресурсы в Индию более быстрым и менее затратным путем.
Азиатский маневр
Тем не менее по многочисленным прогнозам, Индия на данный момент является одним из самых перспективных направлений в области нефтегазового экспорта: уже к 2024 году ожидается, что спрос на нефть в стране вырастет до 6 млн баррелей в сутки, и станет главным глобальным драйвером для поставок нефти до 2040 года. Так же считают и опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. Артем Деев предполагает, что в дальнейшем РФ будет еще активнее включаться в борьбу за перспективный индийский рынок, тем более, что это будет необходимо, чтобы поддержать темпы экспорта сырья по мере сокращения спроса в Европе.
Также аналитики сходятся во мнении, что для России Индия хоть и не самый удобный из географических соображений партнер, особенно в сравнении с Китаем, но зато довольно надежный. Между странами уже существует проверенное опытом и временем доверие — страны десятилетиями сотрудничают в области поставок военной техники, и у Дели в аренде есть даже российская атомная субмарина.
В целом укрепление сотрудничества в нефтегазовой сфере между двумя странами началось уже несколько лет назад, и по мнению Станислава Митраховича, рост товарооборота в этом направлении продолжится.